Санкционное давление должно было стать губительным для российской экономики. Но в стране находят выход из сложившихся трудностей и переориентируют логистические потоки. А вот в Европе начинают хвататься за голову.
Удобрения
Российские товары задействованы во многих производственных цепочках. Их нехватка неизбежно замедляет производство. Европейцев беспокоит и то, что наша страна может принять ответные санкционные меры.
Так, например, резко выросли цены на удобрения. Крупнейший экспортер карбамида — Россия. Среди стран поставщиков калия, наша страна занимает второе место уступая лишь... Белоруссии. В Бразилии фермеры уже паникуют из-за вероятного дефицита удобрений.
Пшеница
Четверть пшеницы, из которой делают хлеб и макаронные изделия по всему миру, поставляется Россией и Украиной, причем Россия лидирует.
Официальный представитель Всемирной продовольственной программы ООН Томсон Пири заявил, что в мире возрастает риск глобального голода.
Подсолнечное масло
Немецкие супермаркеты пытаются предотвратить паническую скупку подсолнечного масла. Опасения по поводу роста цен на этот продукт вызывают ажиотаж и в турецких магазинах. Даже Индонезия, крупнейший в мире экспортер пищевых масел, испытывает трудности: супермаркеты ограничили покупку растительного масла одной упаковкой на покупателя.
Топливо
В Австрии одна из сетей АЗС разместила на электронных табло призыв «посигнальте, если пострадали от санкций больше, чем русские». Причина — резкий рост цен на топливо. Дальнобойщики по всей Европе проводят акции протеста. И если в Италии все ограничивается автопробегами фур, то в испанской Астурии тысячи дальнобойщиков заблокировали шоссе, на всех заводах региона сбиты сроки поставок.
В Германии профсоюзы призвали ограничить скорость на автобанах ради экономии «каждой капли бензина».
В ЮАР и на Шри-Ланке уже не до шуток. Там из-за роста цен на топливо, люди вышли на улицы и устроили массовые беспорядки.
Сталь
Наша страна и Турция — крупнейшие внешние поставщики стали в Евросоюз. Среди списка санкций, которые наложила Европа — запрет на экспорт стального проката и трубы. Однако, стальные полуфабрикаты, на которые приходится половина российского экспорта, под запрет не попали. Остальной объем – главным образом горячекатаные рулоны, арматура, катанка. Российская сталь активно используется в автомобилестроении, из нее делают запорную арматуру для труб и строительную арматуру.
Крупнейшие российские металлокомбинаты легко найдут клиентов и на Ближнем Востоке, и в Латинской Америке, и в Азии. А вот Европа столкнется с повышением цен. Так уже было четыре года назад, в США, когда они ограничили импорт российской стали.
Палладий
Концерн VAG (Volkswagen, Audi, Porsche) остановил часть заводов из-за нехватки комплектующих из России. В ближайшее время ситуация обострится: все современные автомобили оснащаются каталитическим нейтрализатором: он снижает токсичность выхлопных газов. Катализатор невозможно сделать без палладия, а 40% мирового рынка этого металла поставляет Россия.
Неон и сапфиры
Дефицит полупроводников, которые используются в любой высокотехнологической продукции — от смартфона до автомобиля — возник еще в 2020 году, когда коронавирус закрыл границы стран.
Полупроводники стали одним из инструментов санкционного давления по России: США запретили их экспорт в нашу страну. Но есть нюанс — чип нельзя сделать без полупроводникового неона, крупную долю его поставок обеспечивают совместные российско-украинское предприятия. Важно отметить, что газ на Украине лишь очищался, а добывался и доставлялся из России.
В своей исследовательской записке аналитики Deutsche Bank сообщили, что уровни неоновых запасов способны обеспечить нормальную работу заводов по производству полупроводников в течение 3-4 недель. С немецким банком согласны и в компании Samsung, где уже обеспокоены «серьезной нехваткой криптона и неона».
Еще один обязательный компонент полупр