17 января 1943 года Александр Архипов, учитель начальных классов Климовской семилетней школы, отметил свое восемнадцатилетие и в тот же день получил повестку из Ибресинского военкомата. Он ждал этого часа и жил мысленно рядом с защитниками любимой Отчизны, которые дерзко, отчаянно сражались против озверелых фашистов. Вот и подошла его очередь. Единственный сын в семье обещал вернуться на родную землю с победой, а дальнозоркая мать смахивала с ресниц набегавшие слезы. Она понимала, что сын свято будет хранить в своем сердце ее напутственные слова.
Александр Архипов сначала оказался в Ульяновске, на кратковременных курсах, где готовили радистов, после чего вчерашнего курсанта определили в батальон связи 37 механизированного полка Первого Белорусского фронта.
Чувашский парень не думал о смерти. «Со мной ничего не может случиться, _ думал про себя радист, _ я должен пройти невредимым до конца войны». И такая смелость помогала ему сохранять силу, принимать правильные решения в самой сложной обстановке. К смелости надо прибавить еще долю везения. Ему действительно везло. «Победа будет за нами!» - твердили отважные воины. «Победа будет за мной!» _ думал чувашский солдат. У него ни разу в душу не закрадывалось сомнение, даже в самые тяжелые минуты, что победят они, а не мы. Так и вышло. Прошагав пол Европы с автоматом и рацией в руке, сержант вернулся в родное село кавалером орденов Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др.
Доблестный воин сразу приступил к мирному труду: стал учить крестьянских детей грамоте, а заодно и сам сел за учебники. Вскоре к диплому об окончании Канашского учительского института прибавился второй: бывший фронтовик блестяще закончил химико-биологический факультет Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева. Вплоть до выхода на заслуженный отдых любимец детворы вместе со своей супругой Марией Андреевной преподавал в родной школе. Их общий трудовой стаж составляет более 100 лет. В Александре Архиповиче – храбром фронтовике и непоседливом сель-ском интеллигенте – односельчане в первую очередь видели того человека, который не ради корысти, а из-за добрых побуждений мог сделать для земляков все, что потребуется. Одним словом, он был подлинным активистом и общественником.
В годы коммунистического правления Александр Архипович на протяжении семи лет возглавлял партийный комитет колхоза «Красный фронтовик». Секретарь парткома находил время знакомиться с хозяйственной деятельностью многоотраслевого аграрного предприятия, посещал животноводческие фермы, тракторный парк, другие важнейшие объекты. Одним словом, пропагандист и агитатор живо нес в массы немеркнущие идеи марксизма-ленинизма, педагог слыл отличным лектором. Ни одно мероприятие, проводимое правлением колхоза, не обходилось без его содержательного выступления.
Когда развалилась страна и перестала существовать КПСС, то неугомонный активист, страстный проводник общественных дел вроде оказался у «разбитого корыта». Как быть? Ведь у него отняли общественные поручения, которые образцовый коммунист чуть ли не считал святым делом. К тому времени Александр Архипович был уже полноправным пенсионером. Жить без общественной работы, без встречи с добрыми земляками не наказание ли для него? И вдруг жители села узнали «сенсационную» новость: ветеран партии и педагогики Александр Архипов – староста местной церковной двадцатки. Как так, носитель праведных идей марксизма-ленинизма встал в ряды православно убежденных людей? Признаться, бывший атеист и не собирался менять свои убеждения и оставался со своей непоколебимой верой в светлое будущее. Александр Архипович считал такой шаг нормальным нравственным шагом, замечательная должность старосты церковной двадцатки здорово подходит ему, потому что она доверена народом. После такого признания он смело и без колебания взялся за новое дело, остались в забвении колкие слова недоброжелателей, сказанные в его адрес. Именно в этом деле он увидел односельчан ближе и с другой стороны, на которую прежде, когда люди были для него «массы», «труженики», не приходилось обращать внимания. Теперь Александр Архипович был на равной ноге с ними и встречался на улице, доме культуры, дома не руководитель с руководимыми, а односельчанин с земляками. Не лидер, а рядовой. Вскоре ветеран заметил, что многие из людей видят жизнь как-то по-своему, и порой их представления не совпадают с его мнениями. Конечно, он и прежде допускал, что односельчане как-то иначе думают о тех или иных вещах, но они подчинялись ему, принимали его точку зрения, и поэтому активист справедливо считал свой взгляд истинным. Александр Архипович потом признался, что в должности старосты церковной двадцатки он встречался совсем с другими людьми, для которых честность, правдивость и искренность считались эталоном человеческого достоинства.
Староста вместе с верующими много труда вложил в дело восстановления бывшего сельского храма, участвовал на субботниках. Какой только бесплатной работой не нагружали его. Александр Архипович и после выхода на заслуженный отдых не жил без общественных поручений: он – и председатель местной первичной организации общества «Знание», и член окружной или участковой избирательной комиссии, и руководитель местной организации ветеранов войны и труда. Земляки прекрасно помнят, как ветеран педагогического труда оформлял в сельском доме культуры стенд, рассказывающий о боевом пути дорогих земляков-фронтовиков. В Климовской сердней школе, где Александр Архипович на протяжении семи лет работал директором, до сих пор имеется уголок ветеранов педагогики, оформленный его руками.
Как-то в село Климово заглянул известный чувашский писатель, спецкорреспондент газеты «Советская Чувашия» Василий Петров. Его и заинтересовала судьба народного учителя, страстного атеиста, убежденного коммуниста, и тогда он написал содержательную зарисовку о нем. «Только вечные хлопоты ради людей придают ему смысл жизни», _ подчеркивает писатель-журналист. Александр Архипович жил для людей, творил среди своих земляков и остался в их доброй памяти. А ушел от нас он 1 марта 2003 года на 79 году жизни.
Сегодня ему исполнилось бы ровно 100 лет. В день памятного юбилея односельчане, близкие родственники, коллеги вспомнили о нем, оставившем яркий след в летописи старинного села… И еще одно обстоятельство побуждает нас повторять его имя: краевед оставил после себя подробную историю Климовского храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Геннадий Кузнецов
Июнь 2025 |