Пожалуй, многие читатели знают, что в начале Великой Отечественной войны в лесной поселок была перебазирована из города Сталиногорска (ныне Новомосковск) Тульской области летная школа первоначального обучения. Здесь молодые курсанты, будущие защитники Отчизны, на учебно-тренировочных самолетах учились с воздуха громить фашистских псов. Этот учебно-тренировочный самолет У-2 воевал всю войну. Его конструктором был Николай Поликарпов. Летчики любили У-2 за простоту и легкость. В самолетном парке он занял основное место и не имел себе равных в мире по долговечности. Из истории самолетостроения видно, что первые такие У-2 были выпущены еще в 1927 году. До войны данный летательный аппарат широко применялся в сельском и лесном хозяйствах, для аэросъемок, связи и санитарных перевозок.
И вот, в конце декабря 1941 года конструктор Николай Поликарпов прилетел в поселок Ибреси, в летную школу. Он встретился с руководством данного скромного заведения, разговаривал с курсантами. Осталось воспоминание об этой встрече курсанта Александра Муравьева, позже ставшего писателем. Вот небольшая выдержка из этой записи: «С Николаем Поликарповым в военный период до самых последних дней его жизни мне приходилось общаться довольно часто. Несмотря на свою всемирную известность, он был чрезвычайно скромен. Скромностью Николай Николаевич выделялся и среди курсантов нашей школы. Говорил негромко и как-то по-особенному складывая руки вниз, охотно отвечал на наши вопросы. Нас поразила его исключительная эрудиция, знание летного дела, теории авиации, богатейший опыт в создании самолетов».
После смерти Николая Поликарпова (он умер в 1944 году) У-2 превратился в ПО-2, то есть в легкий ночной бомбардировщик. Этот самолет был испытан на Калининском фронте в конце 1941 года. Он показал свое превосходство над немецкими истребителями, был скоростным и маневренным. Готовилось его серийное производство. Однако при подготовке на дальность полета произошла катастрофа. Из-за остановки двигателя на малой высоте погиб летчик Владимир Степанченок, который получил первоначальное обучение в Ибресинской школе летчиков. Вот почему затормозилось дело внедрения в серию данного самолета, несмотря на все усилия Николая Поликарпова. А фанерная машина, скорость которой достигала максимум 150 километров в час, продолжала творить чудеса. Увидев его на фронте, гитлеровцы поначалу смеялись, наделяли неказистый самолет прозвищем «русс-фанер», но маленький тихоход оказался превосходным ночным бомбардировщиком, особенно в условиях близкого соприкосновения с противником. Он без промаха сбрасывал бомбы не только на тот или иной дом, но и в отдельные квартиры, занятые врагом. Именно на таком самолете проявляла мужество и героизм наша землячка, уроженка села Малые Кармалы Валентина Волкова.
Авиаконструктор Поликарпов тогда побывал на Ибресинском, Чуваштимяшском, Климовском аэродромах, посетил Новошорданский аэродром, что находился в Канашском районе.
Затем Николай Поликарпов остановился в Чебоксарской летной школе, побывал на ряде предприятий, где осваивали новые материалы для авиационной промышленности, интересовался вопросами, связанными с обеспечением их материалами и готовыми изделиями. Тогда же положение на фронте становилось все серьезнее. К этому времени возникла необходимость снимать со своих мест заводы, расположенные в европейской части страны. Больше ста предприятий авиационной промышленности и более тысячи заводов других отраслей были перебазированы в Заволжье, на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Пример высочайшей скромности показывали в это труднейшее для многострадальной страны время наши железнодорожники, в том числе и ибресинские. Какой подвиг совершили они в ту пору. Ведь они не только бесперебойно отправляли на фронт все необходимое, но и встречали эвакуированных людей с запада на восток. Ведь смогли они с этим колоссальным потоком справиться в суровую зиму с ее заносами и трудностями, что принесла война. Трудно себе представить. Но это было. И они с честью выдержали все испытания, выпавшие на их долю.
Да, небывалый трудовой героизм был проявлен нашим народом в годы Великой Отечественной войны. Это был повседневный, напряженный, самоотверженный труд патриотов, которые работали с полным самозабвением, подчиняясь одной задаче – достижению победы над фашизмом.
Поколение наших дедов и прадедов исполнило свой долг. Хотелось бы, чтобы и новые поколения были в чем-то похожи на них.
Сергей Иванов
Январь 2025 |