В одном из прошлых номеров была напечатана статья, посвященная 275-летию Церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Хормалы. Продолжая данную тему, хотелось бы остановиться на людях, благодаря которым наши предки в советский период истории страны имели возможность помолиться Богу в Храме, пусть даже единственном на всю округу. Илия Измайлов, боровшийся за сохранение церкви в страшные времена гонений, заплатил за эту возможность самую высокую цену. Он, принявший мученическую смерть за христианскую веру, воздвигнут Церковью в сан священномученика. Святой, родившийся и живший в с. Хормалы, до конца своих дней стоявший за сохранение православного храма, в котором он служил, – разве это не повод гордиться?
При раскопках места убийства и захоронения репрессированных были обнаружены останки трех священников, расстрелянных 17 сентября 1937 года. Экспертиза определила идентичность главы священномученика Илии Измайлова (к сожалению, была найдена только эта часть тела погибшего). Сегодня святая глава хранится в Храме Феодора Стратилата в Свято-Троицком монастыре. Прихожане имеют возможность приложиться к мощам.
Священномученик Илия родился в 1882 году в селе Хормалы в семье крестьянина Измаила. Он обучался в церковно-приходской школе и с детства пел в церковном хоре. Повзрослев и набравшись клиросного опыта, сам стал управлять хором.
В 1925 году Илия принял сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). В феврале 1930 года власти закрыли храм в селе Хормалы, но церковный совет, в котором священник Илия Измайлов состоял секретарем, написал заявление во ВЦИК. Заканчивалось заявление так: «Мы, верующие граждане, возлагая всю надежду и полное доверие на представителей Высшей Власти, обращаемся во ВЦИК с покорнейшей просьбой – не найдет ли возможным ВЦИК дать разрешение об открытии церкви». Храм был вновь открыт и отец Илия продолжил священнослужение.
25 марта 1932 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму города Цивильск. Обвинялся по делу группы «Истинно-Православной Церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафангелом (Етрухиным). Представители этого церковного течения не признавали митрополита Сергия (Страгородского) как главу Русской Православной Церкви.
На вопрос следователя является ли обвиняемый членом группы сектантов священник ответил:
- Членом группы сектантов не являюсь, а членом группы верующих состою. Верю в Бога одного. Мое политическое убеждение таково: какая бы у нас в России власть не была – для меня совершенно безразлично.
На всех допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признал.
Священник в числе других, проходящих по данному делу, был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Местом ссылки Измайлова стал поселок Жилая Коса Гурьевской области, отбыв которую 24 марта 1935 года он вернулся в родное село.
В то время храм в селе был закрыт, и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об открытии церкви перед властями. Даже при закрытой церкви Отец Илия всегда откликался на нужды и просьбы прихожан и совершал богослужения на дому. В сентябре 1936 года епископ Чебоксарский Владимир (Юденич) предлагал отцу Илие свободное место священника в приходе с. Солдыбаево Козловского района, но отец Илия отклонил это предложение, веря, что будет открыт храм в селе Хормалы. Были даже заготовлены строительные материалы для ремонта церковного здания.
Попав в первую волну массовых репрессий 1937 года, священник Илия был арестован 4 августа и заключен в тюрьму города Алатырь. Его обвиняли в антисоветской пропаганде. В этот же день состоялся первый и единственный допрос, который длился 5 часов.
В предъявленных обвинениях отец Илия виновным себя не признал. 7 сентября священнику было предъявлено обвинительное заключение и 8 сентября он был приговорен к расстрелу.
Священник Илия Измайлов был расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 года в подвале одного из зданий НКВД города Алатырь и погребен в общей могиле на территории двора НКВД.
Венера Ласточкина
Март 2025 |