Почему же многие дети неохотно и мало читают? Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к чтению обусловлен обилием источников информации помимо книг.
Некоторые родители считают, что любое чтение полезно, но это ошибка. Нужно оградить ребенка от книг, не предназначенных для его возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественные произведения поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку пропускать при чтении описания природы, рассуждения автора.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. В выборе книг для своего ребёнка прежде всего руководствуйтесь следующим принципом: книга с первой же страницы должна заинтересовать ребёнка. Если интерес возникает на 10 странице, первые 9 прочитайте сами, дойдите до интригующего места, начните его читать и прервитесь на самом интересном, предоставив ребёнку читать дальше самостоятельно. Следите, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем всё закончилось, но, прочитав окончание и узнав судьбу героев, дети, естественно, пропускают целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её.
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе? Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, способствующая совершенствованию навыков чтения. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют, например, наличие собственной библиотечки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. Родители должны терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку запоминать и понять прочитанное. Важно научить ребёнка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Они помогают лучше понять и запомнить прочитанное.
В. А. Сухомлинский писал, что можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому доступно искусство чтения, поистине счастливый человек, имеющий богатый кругозор и собственное мнение.
Людмила Иванова,
учительница начальных классов МБОУ «Новочурашевская СОШ»
Ноябрь 2024 |