Из выступления Олега Николаева с отчетом о деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики за 2022 год
Хаклă юлташсем, хаклăран та хаклă Чăваш Республикин Патшалăх Канашĕн депутачĕсем, Правительствăра ĕҫлекенсем, муниципаллă округсен пуҫлăхĕсем тата паянхи пухăва хутшăнакансем.
Паллах, эпир паян сирĕнпе чи малтанах пĕлтĕр мĕнле ĕҫсем пурнӑҫлани пирки калаҫăпăр, вĕсем пирĕн пурнăҫра мӗнле йĕр хӑварнине палăртса хăварăпăр, паллах, сирĕн ыйтусем ҫине те хуравлăпăр.
Дорогие друзья, уважаемые земляки, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, члены Правительства, главы муниципальных и городских округов, участники сегодняшнего мероприятия.
Конечно же, мы сегодня достаточно подробно поговорим о деятельности, которая была реализована Правительством Чувашской Республики в течение прошлого отчетного года. Но при этом я коснусь самых основных, локомотивных направлений деятельности Правительства, которые обеспечили тот результат, который мы с вами зафиксировали по итогам прошлого года.
Отчет у вас уже второй год на руках в цифровом формате, ну и сегодня, насколько мне известно, он будет доступен в цифровом виде через куар –код для того, чтобы с ним ознакомиться, изучить те или иные цифры в деталях, соответствующим образом сделать выводы или задать вопрос.
Повышение качества жизни и благосостояния населения республики – наш безусловный приоритет, который остается неизменным вне зависимости от геополитических вызовов, внешнего санкционного давления и прочих обстоятельств.
Уважаемые коллеги, напомню. Мы с вами в 2020 году разработали и утвердили комплексную программу социально –экономического развития Чувашии, а на ее базе Стратегию развития региона до 2035 года.
Для достижения обозначенных в них целей в республике в прошлом году реализовывалось 50 региональных проектов в составе 12 национальных. На их выполнение мы направили из бюджетной системы 13,6 млрд рублей, что на 23% больше в сравнении с 2021 годом и на 3,3 млрд рублей выше уровня 2019 года. Всего из всех источников финансирования на достижение целевых показателей нацпроектов в прошлом году направлено 20 млрд рублей с ростом к значениям 2019 года на 5 млрд рублей. Если говорить о структуре, то максимальный объем средств – более 70% – направлен на достижение национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Эти два направления национальных целей обеспечивают, на мой взгляд, главное – качество жизни каждого человека независимо от того, где он проживает.
В прошлом году введены в эксплуатацию 35 объектов капитального строительства, в том числе 6 детских садов, 13 фельдшерско –акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и отделений общеврачебной практики. Проведена реконструкция Московской набережной, залива и Красной площади в Чебоксарах. Готов к сдаче в эксплуатацию сельский дом культуры в деревне Юманзары Канашского муниципального округа.
Всего велось строительство и реконструкция 52 и проектирование 11 объектов капитального строительства.
Перевыполнен план и по площади расселения граждан из аварийного жилищного фонда на 500 квадратных метров жилья, она составила 6 200 квадратных метров. Новое жилье получили 378 человек.
Особое внимание уделялось модернизации инфраструктуры. Введены первая, третья и четвертая пусковые комплексы группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского муниципальных округов, сеть водоснабжения микрорайона «Акварель», установлена станция обезжелезивания воды, модернизированы объекты водоснабжения в поселке Киря Алатырского муниципального округа, биологические очистные сооружения в селе Порецкое. Отремонтировано 118 км автомобильных дорог, построено 15 км сетей наружного освещения.
В сфере экологии завершены рекультивация свалки твердых коммунальных отходов в Ядрине, строительство сооружений очистки дождевых стоков центральной части Чебоксар, разработана документация на расчистку русла Суры в районе Ядрина.
Проведено благоустройство 30 общественных пространств, в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды реализованы проекты благоустройства в Шумерле и Козловке.
Помимо комплексной программы модернизации школ созданы 64 «точки роста» в 23 муниципалитетах, улучшена материальная база трех учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, отремонтировано 11 спортивных залов в семи муниципальных округах.
Проведен также капитальный ремонт Чебоксарской детской художественной школы № 4 им. Юрьева, открылась 12 –я модельная библиотека в столице республики, создан виртуальный концертный зал в детской музыкальной школе Новочебоксарска, финансово поощрены 17 лучших сельских учреждений культуры, приобретено более тысячи единиц музыкальных инструментов, оборудования, учебных материалов для четырех детских школ искусств.
По федеральному проекту «Спорт – норма жизни» в 2022 году введены ФОК «Унга» в селе Ишлеи Чебоксарского муниципального округа, открытый стадион широкого профиля в Мариинском Посаде и физкультурно –спортивная зона Батыревской школы № 2.
Значимый результат достигнут и по нацпроекту повышения производительности труда. Вы знаете, Президент особое уделяет внимание этому направлению. Пятипроцентного прироста по этому показателю достигли более половины предприятий – участников проекта, на которых трудится более 22 тыс. человек, а суммарная выручка превышает 110 млрд рублей.
Лучший результат продемонстрировал «АКВАПРОМ», который на 49% увеличил производительность труда в рамках производства гидроаккумуляторов.
В прошлом году мы смогли выполнить 145 из 157 контрольных показателей и достичь 96% результатов, которые были утверждены в рамках реализуемых проектов. Не были достигнуты 12 показателей и 8 результатов девяти региональных проектов в составе национальных проектов «Здравоохранение», «Демография», «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги». Остановлюсь подробнее на этих показателях. В частности, в сфере здравоохранения – укомплектованность медицинских организаций, фельдшерских пунктов, фельдшерско –акушерских пунктов, врачебных амбулаторий медицинскими работниками, обеспеченность населения врачами, оказывающими первичную медико –санитарную, специализированную медицинскую помощь, средними медицинскими работниками. Проблема очень серьезная. Мы по ней постоянно ведем работу. Увеличиваем финансовую поддержку учреждений здравоохранения, которые находятся в отдаленных населенных пунктах. Ведем большую работу по целевой подготовке. Я уверен, в ближайшие годы мы обязательно переломим ситуацию и достигнем существенных результатов.
По нацпроекту «Демография» не достигнут показатель «Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения». Думаю, что это тоже очень важный вопрос. Мы с вами очень подробно и тщательно изучаем ситуацию.
По нацпроекту «Жилье и городская среда» не выполнен показатель ввода жилья в рамках программы «Стимул». Здесь мы говорим о том, что это произошло в связи с удорожанием строительных материалов и теми сложностями, которые возникли в силу санкций. Но со строителями мы тоже очень подробно этот вопрос обсудили.
Ну и, конечно же, у нас проблема осталась по нацпроекту «Безопасность дорожного движения». Здесь мы буквально на 1 –2 человека превысили количество людей, которые погибли в результате ДТП, от тех плановых назначений, которые наметили для себя. Вот здесь, чтобы улучшить состояние дорожной сети, нужно параллельно работать всем вместе – депутатам и институтам гражданского общества, с тем, чтобы люди, прежде всего, соблюдали правила дорожного движения, не садились за руль в нетрезвом состоянии. Это вот основные две составляющие, которые приводят к таким плачевным результатам.
Приоритетом деятельности Правительства республики, конечно же, является претворение в жизнь основных посылов Президента страны. Это запуск нового инвестиционного цикла и обеспечение технологического суверенитета.
При этом они незыблемы и безусловны, несмотря на сложности, которые у нас возникают. Для этого Чувашской Республикой ведется большая работа. Бесспорно, являясь индикативными показателями развития, эти два показателя формируют фиксированное развитие экономики и повышение бюджетной обеспеченности и, как следствие, увеличение социальной поддержки населения.
К тому же в условиях тотального санкционного давления наряду со сложностями открылись и новые колоссальные возможности для этого. В течение отчетного года республикой заложен хороший фундамент для движения по названным направлениям. Перечислю некоторые из них, которые, на мой взгляд, имеют более весомое значение. В 2022 году в условиях сильнейшей конкуренции Правительство республики, ООО «Волжская перекись» заключили с Минпромторгом России специнвестконтракт 2.0 для реализации проекта по организации на «Химпроме» производства перекиси водорода антрахиноновым методом объемом 50 тыс. тонн в год. В течение 15 лет будут привлечены инвестиции на сумму более 9,7 млрд рублей, будут созданы 110 высокотехнологичных, высокопроизводительных рабочих мест.
Таким образом, Чувашию можно считать одним из немногих регионов, а может, даже единственным, который имеет в своем портфеле два СПИК 2.0, ориентированных на производство в России не имеющих аналогов продукции и техники. Напомню, первый специнвестконтракт заключен в 2021 году и предполагает производство на Волжском комбайновом заводе, который входит в Концерн «Тракторные заводы», сельскохозяйственных колесных тракторов малой и средней мощности, и здесь важно отметить, что если в 2021 году мы планировали эту работу организовать с нашими итальянскими партнерами, то в течение прошлого года из – за обстоятельств, которые возникли, была проведена большая работа и достигнуто соглашение о движении дальше с индийскими партнерами.
Вы были свидетелями того, как в последнее время соответствующие договоренности претворяются в жизнь. Поступили первые тракторы. Ну и в ближайшие месяцы мы ожидаем полноценный запуск производства. Вложения в проект составят свыше 1,7 млрд рублей, и предполагается создать 570 рабочих мест.
Активно проводятся мероприятия по запуску деятельности в особой экономической зоне промышленного типа «Новочебоксарск». Напомню, в прошлом году нам удалось добиться создания такой зоны. Была проделана очень большая работа. И в конце года соответствующие решения Правительством Российской Федерации были приняты.
Соглашения о реализации инвестпроектов подписаны с пятью резидентами на сегодняшний день. По предварительным расчетам, присвоение статуса ОЭЗ даст возможность привлечь в экономику Чувашии в 2023–2027 годах не менее 15 млрд рублей инвестиций, создать более тысячи рабочих мест, развить новые виды деятельности. С марта текущего года начнем принимать документы от потенциальных инвесторов. Конечно, 15 миллиардов рублей в данном случае это очень –очень пессимистично, но однозначно гарантированная сумма, потому что по тем заявкам, которые сейчас поступают, мы уже видим превышение этих зафиксированных в виде намерений цифр.
Но мы не будем торопиться их называть, по мере их подтверждения мы будем соответствующим образом информировать об этом.
Идут работы по строительству инфраструктуры будущих индустриальных парков в Батыревском районе и Новочебоксарске в рамках индивидуальной программы социально –экономического развития.
Ожидается создание около 1 200 рабочих мест на производственных площадках по переработке и рециклингу отходов, очистке сточных вод, производству кабельно –проводниковой продукции и бетонных изделий, переработке мяса и субпродуктов, фасовке круп, хранению готовой продукции. Сумму инвестиций по этим двум направлениям мы ожидаем более чем в 23,7 млрд рублей.
Кроме того, Минэкономразвития России поддержано финансирование создания еще трех из четырех заявленных промышленных технопарков на сумму 1,5 млрд рублей. Это «Бреслер», «Агрегатный», «Волгахим». Напомню, два частных технопарка находятся в высокой степени готовности – это «Аббат» и «Текстильмаш», которые были также через конкурсные процедуры поддержаны в 2021 году. И уже в этом году будут первые результаты от их деятельности.
Здесь хотелось бы отметить, в числе 25 одобренных заявок – пять от Чувашской Республики. То же самое по специнвестконтрактам 2.0 – за два года действия этой программы в стране заключено около 10 специнвестконтрактов, два из них – в Чувашской Республике. Все это результаты в рамках обозначенных Президентом России задач по новому инвестиционному циклу и обеспечению технологического суверенитета.
Кроме того, на текущей момент Агентство инвестиционного развития республики, которое создано буквально несколько лет назад, сопровождает 56 проектов на сумму 52 млрд рублей. Они предусматривают создание трех тысяч рабочих мест до 2027 года. В дополнение к этому подписано 42 соглашения о намерениях по реализации инвестиционных проектов на сумму более чем 21,5 млрд рублей с созданием около 1,5 тыс. рабочих мест.
Но и здесь нам предстоит очень большая работа, потому что одно дело – намерение, другое – фактическая реализация.
Существенный вклад в обеспечение технологического суверенитета вносят системообразующие предприятия, которые активно занимают ниши после ухода зарубежных компаний. Это, к примеру:
кроссплатформенный программный продукт АО «ЭЛАРА»;
вилочные погрузчики и уникальная для всего мира система жизнеобеспечения Чебоксарского завода силовых агрегатов;
аэрозольные огнетушители от завода имени Чапаева;
хлорат натрия (отбеливатель бумаги) на «Химпроме»;
ленты для автомобильных ремней безопасности и текстильные контактные ленты –липучки от АО «Лента»;
кухонное оборудование «Чувашторгтехники» для вагонов –ресторанов РЖД взамен одного зарубежного бренда и многое другое.
Почти все электротехнические предприятия – «ЧЭАЗ», «Релематика», НПО «Каскад», «ЭКРА» «АБС Электро» – переориентировались и создали полностью отечественные продукты. Те самые реле, которыми славится Чувашия, – теперь уже на российских комплектующих и программном обеспечении.
Все это произведено под брендом «Сделано в Чувашии» и формирует технологический суверенитет России.
Если говорить простым языком, это очень содержательный и мощный вклад наших предприятий, в целом Чувашии в ответ России на обещания коллективного Запада разорвать нашу экономику в клочья.
В прошлом году все наши усилия были направлены на поиск быстрых и эффективных решений для сохранения объемов производства. Правительством республики в диалоге с промышленными предприятиями и в развитие федеральных мер поддержки внедрены шесть новых – льготные займы на научно –исследовательские и изыскательские разработки, выпуск пилотных партий, внесение соответствующих изменений в технологическую документацию и другие. И, как уже говорил в Послании, господдержка промышленного бизнеса возросла за эти годы в 21 раз, серьезно усилены процессы кластеризации экономики региона. И здесь мы намерены не останавливаться, потому что видим эффект.
В итоге организациями промышленного комплекса отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму почти 314 млрд рублей с ростом на треть к уровню 2020 года и на 11% – 2021 года.
Индекс промышленного производства в сравнении с 2021 годом составил 99,6%. Хоть это и выше среднероссийского показателя на 0,2%, но до показателя прошлого года, как мы видим, не дотягиваем. Здесь нам есть еще над чем работать. Вот тот задел, который мы сформировали, позволяет нам уверенно смотреть в будущее.
Комплексная и целенаправленная работа по повышению инвестиционной привлекательности республики также определяет планы инвесторов. Причем главный инвестор для нас – это наш хозяйствующий субъект, работающий на своей территории. Но и внешним, нацеленным на долгосрочную созидательную работу, мы рады. В целях вовлечения муниципалитетов в инвестиционную повестку региона проведена масштабная работа, разработаны инвестиционные профили каждого муниципального образования, которые позволяют посмотреть на внутренний потенциал каждой территории, а самое главное, специализировать его развитие в том или ином направлении.
За 9 месяцев 2022 года мы с вами смогли добиться существенного роста инвестиций в основной капитал с показателем 38,5% относительно 2021 года. И мы, на мой взгляд, уверенно переломили снижающийся тренд по этому направлению.
Очень хорошую динамику в 2022 году продемонстрировали строительный и агропромышленный комплексы. При этом погодные условия, как мне кажется, для них были наисложнейшими.
По предварительным данным, по виду деятельности «Строительство» выполнено работ на сумму 54,5 млрд рублей, что на 5,7% больше 2021 года. Прирост обусловлен значительным объемом инвестиций в строительство федеральной трассы М –12 «Восток» – около 17 млрд рублей.
В прошлом году введено 850,6 тыс. кв. метров жилья, или 118,7% к уровню 2021 года. При этом плановые значения, которые мы зафиксировали в соглашении с Минстроем России, превысили на 20%.
Всем нам известно, зафиксирован существенный рост объемов индивидуального жилья, что обусловлено началом масштабной работы по инвентаризации как построенного жилья, так и земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Другим не менее мощным фактором роста является социальная догазификация, проводимая в стране по поручению Президента Владимира Владимировича Путина.
Индекс сельскохозяйственного производства составил 117,6%. Впервые за всю историю республики объем продукции АПК составил 108 млрд рублей, собран рекордный урожай зерновых – свыше одного миллиона тонн, в 2,3 раза увеличилось производство масличных культур, в теплицах произведено более 35 тыс. тонн овощей, выросло производство продукции животноводства, по сравнению с прошлыми годами – мяса, молока и яиц. Положительная динамика достигнута и по производству хмеля, валовой сбор которого увеличился на 27% к уровню 2021 года.
В связи с санкциями к этой культуре привлечено особое внимание – не только наше, но всей Российской Федерации. Площади под «зеленое золото» предполагалось (скажу так: мы запланировали) увеличить до тысячи гектаров, и эти планы мы все – таки будем реализовывать. Ускориться по этому направлению пока нам, к сожалению, в прошлом году не удалось. Отрасль столкнулась с критически недостаточным количеством посадочного материала, а самое главное с невозможностью определить частоту этих сортов, и нехваткой соответствующих компетенции для сопровождения этого процесса. Это явилось главным сдерживающим фактором. Для преодоления вызовов мы будем создавать научно –лабораторную инфраструктуру, закладывать маточники чистосортного посадочного материала, работать над организацией серийного производства хмелеуборочного комбайна и сушильного комплекса, что предполагает двух –трехлетний период реализации.
И вот эти работы нам надо проделать в течение двух –трех лет для того, чтобы не отстать от других динамично включающихся в этот процесс регионов. В лидерах этого процесса – Краснодарский край и Воронежская область. Они уже активно включились в этот процесс в партнерстве с зарубежными коллегами. И, конечно же, наша задача, сохраняя динамику, действовать очень быстро.
Сегодня можно констатировать, что согласно Доктрине продовольственной безопасности страны население республики полностью обеспечено основными видами сельхозпродукции. В том числе картофелем – в 1,8 раза выше уровня потребления, молока – в 1,4 раза, овощами – на 13,7%, мясом – на уровне потребления. По некоторым продуктам мы являемся еще и вывозящим регионом, внося посильный вклад в общую продовольственную безопасность России.
Такие результаты во многом достигнуты за счет оказываемой в последние годы господдержки. Благодаря этому за последние два года существенно улучшена как техническая, так и технологическая оснащенность отрасли, что позволило даже в сложнейших погодных условиях добиться названных выше результатов. В 2022 году объем средств на поддержку АПК достиг 6 млрд рублей, что в два раза больше уровня 2019 года.
Как следствие, успехи отмечены и в фермерском движении, которое представлено 12 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, зарегистрированных в качестве самозанятых.
С 2022 года последним возмещается часть затрат на производство овощей, картофеля, молока, мяса, развитие овцеводства и козоводства. В дополнение введен республиканский механизм предоставления субсидий на приобретение коров и коз, сельхозтехники и оборудования, минеральных удобрений, материалов для занятия пчеловодством.
Сегодня крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами производится более 54% всей продукции. Именно поэтому доля средств, выделяемых на их поддержку, увеличилась на 23% в прошлом году. В общем объеме сельхозпроизводства доля фермеров за последние 10 лет выросла более чем в два раза. Если в 2012 году их доля составляла 7,5% , то в прошлом году зафиксировано 15,2%. Как результат, их посевные площади только за последние 6 лет увеличились на 19,3%, поголовье крупного рогатого скота – на 54,4%.
Развитие АПК напрямую влияет на сохранение сельского населения и является одним из приоритетов в работе Правительства республики. Но важно обеспечить и повышение уровня благоустройства, развития коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на селе. В 2022 году активизировано участие республики в реализации госпрограммы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». За счет опережающего проектирования обеспечено строительство объектов комплексной жилищной застройки, дорог, школ, в том числе школы в Мариинском Посаде, строительство которой планируем завершить в текущем году. И дети с 1 сентября пойдут уже в современное, отвечающее всем стандартам образовательное учреждение.
На другое масштабное направление поддержки селян – инициативные проекты – в 2022 году направлено 968 млн рублей, из них реализовано 935. В целом наши проекты развития сельских территорий признаны одними из лучших в стране. В 2020 –2022 годах осуществлено почти пять тысяч проектов.
Радует растущий спрос на продукцию наших сельхозтоворопроизводителей в зарубежных странах. Несмотря на введенные против нашей страны ограничения, рост в прошлом году составил 3,4 процента. По сравнению с 2021 годом в 65 раз увеличился экспорт яиц, в 17 раз – семян льна, в 2,6 раза – мяса птицы, в 2 раза – хлеба и мучных изделий. В 2022 году впервые экспортировали козье молоко, муку пшеничную, живую птицу. Ведущими импортерам, что логично, являются Китай и Беларусь.
Не менее успешным 2022 год стал для сферы малого и среднего предпринимательства – другого сегмента экономики, который также вносит, с одной стороны, существенный вклад в республиканское производство, с другой стороны, является динамично растущим сегментом экономики.
На ее развитие направлено более 1,5 млрд рублей, Гарантийным фондом республики предоставлено поручительств на сумму 1,6 млрд рублей, Агентством по поддержке малого бизнеса – микрозаймов на льготных условиях в объеме 1,2 млрд рублей, а также предоставлены субсидии из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития либо модернизации производств.
Благодаря комплексной поддержке предпринимателей в условиях санкционного давления число предпринимателей и самозанятых граждан выросло на 26% в прошлом году, составив почти 80 тысяч, объем налоговых поступлений увеличился на 10%, сохранено более 19 тыс. рабочих мест. Численность в целом занятых в этой сфере оценивается в 185,5 тыс. человек.
Это является результатом создания благоприятных условий и большой работы по защите бизнеса. И здесь большой вклад вносит и Прокуратура Чувашской Республик в рамках поручений Президента Российской Федерации и Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Чувашской Республике. По результатам контрольных опросов, мы можем констатировать, что доля респондентов, которые не сталкивались с препятствиями при ведении бизнеса, по сравнению с 2021 годом увеличилась почти на 249% и составила более 40%, то есть ситуация на рынках республики улучшилась по мнению предпринимателей. Повлиял и мораторий на проведение проверок, который введен в последние годы.
В условиях цифровизации экономики и развития межведомственного взаимодействия органов власти в рамках экспертизы проектов актов мы также сократили количество запрашиваемых у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности документов.
По результатам рейтинга Минэкономразвития России Чувашская Республика заняла 3 место по механизму проведения оценки регулирующего воздействия, сохранив позиции в группе «Высший уровень».
Прошлый год, уважаемые коллеги, был успешным и для туризма, где высока доля малого и среднего бизнес. Это направление, конечно, является растущим видом экономической деятельности и обеспечивает достаточно большую мультипликацию различных видов деятельности.
Многоплановая работа по продвижению туристического потенциала республики способствовала росту туристического потока, который за 2022 год превысил 501 тыс. человек. Есть еще аналитика Сбера, это 674 тыс. человек. Для нас это в любом случае ориентир в нашей деятельности. Таким образом, данный показатель превысил допандемийный уровень 2019 года более чем в 1,5 раза.
Чебоксарским речным портом за навигацию 2022 года принято более 71 тыс. круизных туристов. Более 19 тыс. пассажиров совершили поездки на скоростных судах «Валдай –45Р», которые мы с вами запустили в прошлом году. Уверен, импульс задан, и речной туризм получит дальнейшее развитие благодаря запуску туристического маршрута «Великий Волжский путь» и связанным с ним туристическим программам. Соответствующее соглашение мы подписали в прошлом году в рамках Петербургского международного экономического форума с Ульяновском, Татарстаном и Самарской областью. И здесь, конечно, очень большое будущее.
Кроме того, в сравнении с 2021 годом почти в два раза увеличилось количество гостиниц, отелей, прошедших классификацию для включения в российский реестр туроператорских и турагентских компаний. Это 74 коллективных средства размещения с общим номерным фондом 2 240 единиц. Для сравнения, цифра сертифицированных средств размещения по количеству единиц на начало года составляла около 1 300.
Знаковым для прошлого года стал проект «Повышение доступности туристических продуктов». В двухдневные туры по Чувашии отправились более трех тысяч школьников республики. В этом году их будет более пяти тысяч. Но в рамках Года счастливого детства мы аналогичным подходом хотим охватить большее количество детей: как минимум – несколько десятков тысяч, а как максимум – свыше 100 тысяч ребят, потому что данная программа показала эффективность. Дети путешествуют по нашей республике, узнают ее историю, традиции и, конечно, начинают больше ценить то место, где живут.
В целях обеспечения системного подхода к развитию отрасли впервые в 2022 году проведен туристический форум «Чувашия Туристическая». В его организации и проведении были задействованы практически все министерства, что позволило сформировать ключевые точки роста, обозначить механизмы их практического воплощения для обеспечения туристической привлекательности региона.
Координационным советом по развитию туризма в республике приняты решения по продвижению приоритетных видов туризма – водного, оздоровительного или медицинского, экологического, промышленного, культурно–познавательного, этнического, гастрономического, событийного, сельского и агротуризма. Здесь не менее важное значение имеет в том числе проведение больших спортивных мероприятий, которые, как правило, привлекают гостей и в целом внимание к Чувашской Республике.
Как было отмечено в Послании, все указанные выше итоги работы стали возможны благодаря сбалансированной бюджетной политике, обеспечивающей заделы для роста и увеличения доходов бюджета. Сама реализация этих мероприятий автоматически повлияет и на рост возможностей бюджетной системы.
Доходы консолидированного бюджета в 2022 году относительно базового 2019 года выросли на 40%, бюджетов муниципальных образований Чувашии – на 30%.
Бюджет Чувашской Республики за 2022 год по доходам исполнен в объеме 94,2 млрд рублей с ростом к уровню 2021 года на 10,4%, из них по собственным доходам – 55,2 млрд рублей с ростом к 2021 году на 19,9%.
В прошлом году Чувашия заняла второе место в Приволжском федеральном округе по темпу роста собственных доходов республиканского бюджета, по динамике поступлений НДФЛ, акцизов, налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Напомню, первую строчку по этому показателю занял наш сосед – Республика Татарстан. И нам почетно находиться на втором месте, мы намерены не сбавлять темпы. Об этом я много говорил выше.
И самое главное – за три прошедших года мы добились увеличения расходов бюджета республики на одного жителя в 1,5 раза, они достигли в среднем 75,5 тысячи рублей.
В целом по сравнению с 2019 годом в прошлом году на 15 млрд рублей выросли расходы на социально –культурную сферу, достигнув 58,5 млрд рублей. В последние три года они составили 171,4 млрд рублей с ростом по отношению к прошлой трехлетке в 1,5 раза, или на 55,6 млрд рублей.
Объем средств на развитие национальной экономики составил 45 млрд рублей с ростом к предыдущему трехлетнему периоду на 12,1 млрд рублей, или в 1,4 раза.
Большое внимание нами уделяется поддержанию устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, снижению совокупной нагрузки на них. Из года в год растут объемы прямой финансовой поддержки муниципалитетов. С 2019 года она выросла в 1,7 раза к 2023 году. Уже в отчетном году, оценивается в сумме 5,1 млрд рублей. Мы будем смотреть на складывающуюся ситуацию и будем принимать дополнительные решения, если таковые будут необходимы.
Важно подчеркнуть, что за последние три года значительно – с 75% в 2019 году до 82,2% в 2022 году – повысилась доля налоговых доходов в общем объеме собственных доходов. Вместе с депутатами принимаем значимые решения в передаче части поступлений от региональных налогов в местные бюджеты.
В 2022 году мы завершили большую, уважаемые коллеги, работу по преобразованию муниципальных районов в муниципальные округа. Указанное преобразование направлено на повышение не только оперативности реализации вопросов местного значения, но и эффективности использования средств и ресурсов, в том числе на оплату труда муниципальных служащих.
Вот здесь хотел бы обратить внимание на следующее. В этом году был введен и действует такой механизм, как единый налоговый счет. Возникает очень много вопросов, потому что идет наладка. И то, что у нас на сегодняшний день нет сельских поселений, кого бы коснулись эти сложности. И мы здесь чувствуем себя более спокойно относительно других регионов, которые не успели воспользоваться возможностями федерального законодательства для организации жизнедеятельности в своем субъекте таким образом.
Благодаря масштабной работе по централизации государственных и муниципальных закупок на региональном уровне мы значительно повысили качество закупочной деятельности.
Объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики и муниципалитетов увеличивается с каждым годом. В 2022 году их консолидированный объем по всем государственным и муниципальным заказчикам составил 45 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 27%. Бюджетная эффективность составила 1,8 млрд. рублей.
Опыт Чувашской Республики по централизации и цифровизации закупок высоко оценен Ассоциацией организаций и специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных торгов. В рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России по версии Гильдии закупщиков и специалистов по закупкам и продажам Чувашской Республике присвоен наивысший рейтинг в четырех номинациях.
Уважаемые коллеги!
Представленная работа Правительства позволяет реализовать самую главную задачу – обеспечить должную поддержку всех нуждающихся людей, развивать нашу социально –культурную сферу и другие направления, которые требуют соответствующего внимания.
Это результат нашей большой совместной работы. Уверен, если мы такую же работу и дальше будем с вами продолжать, а самое главное, содержательно ее наполнять, предметно дискутировать при выработке решений, мы сделаем больше и более эффективно используем имеющиеся средства. А за счет четкого плана действий и подготовленности их к реализации сможем получить дополнительную поддержку как федерального центра, так и институтов развития, которые на сегодняшний день более активно вовлекаются по поручению Президента в обеспечение развития регионов в разных сферах жизнедеятельности.
Спасибо большое, уважаемые коллеги!
Ноябрь 2024 |