Профильное обучение позволяет более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования. Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы ориентировано на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. При определении структуры и содержания профильного обучения исходим из того, что профильным является обучение, при котором учащийся изучает не менее 2 предметов на уровне профильного стандарта в течение 2 лет обучения.
Главная задача, поставленная перед педагогическим коллективом школы, - индивидуализация учебного процесса на 3-й ступени обучения, в основе которой лежит переход от классно-урочной системы обучения к обучению учащихся в профильных потоках, формируемых на основе индивидуальных учебных планов (ИУП).
Профильным образованием наша школа занимается более 15 лет, с 2004- 2005 учебного года.
Для обеспечения качественной предпрофильной подготовки и профильного обучения с родителями проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с ними, консультации педагога - психолога и учителей – предметников. Ежегодно проводим анкетирование родителей и учеников 9 классов по выбору профилей обучения в старшем звене обучения. Из анкет можно сделать следующие выводы: 90 % родителей принимают идею предпрофильной подготовки и профильного обучения, повысилась активность родителей в оказании помощи в выборе профиля.
После первого полугодия проводим анкетирование "Изучение формирования системы индивидуальной образовательной траектории для учащегося 9 класса". Обобщаем результаты анкетирования и советы психолога для формирования профильных классов. В январе и феврале проводим классные часы девятиклассниками и собрания с родителями, где знакомим с локальными актами школы для продолжения обучения в старшем звене. Традиционно знакомим с описанием профилей обучения в 10 и 11 классах, приказами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики "О перечне профилей в образовательных организациях Чувашской Республики" на следующий учебный год, и приказом по школе "О перечне профилей. В школьном приказе указывается перечень профилей, открываемых в МБОУ" Ибресинская СОШ №1, и перечень учебных предметов для сдачи экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, для поступления в 10 профильный класс.
С прошлого учебного года девятиклассники сдают два обязательных экзамена; математику и русский язык и два экзамена по выбору. Результаты итоговой аттестации девятиклассников и портфолио достижения ученика используем для формирования профильного образования и индивидуального отбора в 10 класс.
На профильном уровне в нашей школе ведется преподавание по 6 предметам (русский язык, математика, физика, химия, биология, обществознание). В 2019– 2020 учебном году в старшем звене обучаются 92 ученика:
10 г – социально – гуманитарный 25 учеников; класс сформирован из двух потоков: социально – гуманитарный – 15 учеников и естественнонаучная группа – 10 учеников; 10 м физико – математический (инженерно – технический) 16 учеников; 11 г – социально – гуманитарный 16 учеников; 11 е – естественно - научный 15 учеников; 11м – физико – математический (инженерно – технический) 20 учеников.
В процессе организации учебной деятельности возникают наибольшие трудности, связанные с составлением расписания, отслеживанием посещаемости и результативности учебных занятий и элективных курсов. Очень большую роль в обеспечении образовательного процесса играет психолого-педагогическое сопровождение, благодаря которому возможно оказать помощь учащимся при подтверждении правильности выбора профиля обучения, вовремя осуществить переход из потока в поток. Очевидно, что ни одно образовательное учреждение не способно обеспечить все желаемые учениками и их родителями направления профильного обучения с достаточной степенью качества учебной подготовки.
Школьный учебный план профильного обучения 10-х и 11-х классов школы составляем исходя из принципов его построения, заложенных в федеральном и региональном базисном учебном плане для соответствующей ступени, на основе анализа образовательных потребностей обучающихся, возможностей школы и с учетом нормативов учебного времени, установленных действующими СанПиН.
Учителями школы разработаны и внедрены в учебный процесс элективные курсы для 9 , а для 10-11 классов спецкурсы по многим предметам.
Профильное образование и индивидуальный отбор учащихся в старшие классы позволяет повысить качество образования. В 2018 - 2019 учебном году школу закончили 49 учеников. Все они выдержали государственную итоговую аттестацию, 12 учеников за особые успехи награждены медалями,11 выпускников набрали более 80 баллов. Многие поступили в высшие учебные заведения республики и за ее пределами по выборным профилям.
В. КУДРЯШОВ,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики Ибресинской средней школы №1.
Ноябрь 2024 |