Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура в регионе существует уже более 28 лет - приказом Генерального прокурора СССР она была образована в октябре 1990 года. Природоохранные прокуратуры – это специализированные прокуратуры, которые занимаются вопросами соблюдения законов по охране природы и окружающей среды. Экологическое право – это сложная отрасль права, имеющая свою специфику, фактически ни одну проверку не провести без привлечения специалистов органов контроля, а зачастую необходимо сделать экспертизу, замеры или провести исследование. Подробнее о своей работе рассказывает Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Ирина БОРОДИНА.
- Ирина Михайловна, пожалуйста, расскажите про основные направления деятельности природоохранной прокуратуры.
- Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура относится к Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре и осуществляет надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании на всей территории Чувашской Республики.
- Вы видите Ибресинский район как благополучный или неблагополучный с точки зрения экологии, если взять несанкционированные свалки в частности?
- В Ибресинском районе в ходе прокурорского надзора в прошлом году было выявлено нарушение, связанное с несанкционированным размещением отходов в лесополосе, в поле около п. Ибреси – внесено представление в Минприроды Чувашии, которое привлекло к административной ответственности РЖД, свалки убраны. В истекшем периоде 2019 г. нарушений не выявлялось. В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 года новой редакции полномочий органов местного самоуправления прокуратурой в декабре объявлено предостережение администрации района в части создания мест сбора отходов (площадок) и их реестра. Места накопления отходов определены и реестры площадок сбора ТКО составлены и переданы региональному оператору для использования в работе.
- Назовите основные причины образования несанкционированных свалок на территории района.
- Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основной проблемой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является образование и ликвидация несанкционированных мест размещения отходов и захламление отходами территорий муниципальных образований, причиной чего и главной проблемой является отсутствие налаженной системы накопления и сбора бытовых отходов на муниципальном уровне. Отсутствуют контейнерные площадки в каждом населенном пункте, решение поставленных перед органами местного самоуправления вопросов по обустройству мест накопления ТКО может быть затруднено ввиду недостаточности финансовых средств в муниципальных бюджетах.
В ходе проверки в 2019 г. исполнения полномочий органами местного самоуправления установлено, что администрациями муниципальных районов не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории каждого населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам. В итоге не исключены факты захламления отходами производства и потребления территорий населенных пунктов, прилегающих к ним лесов, оврагов, придорожных территорий, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения около населенных пунктов.
Данная проблема характерна для всей страны, не исключение и Чувашская Республика.
По выявленным нарушениям в адрес администрации района внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое находится на рассмотрении.
- Каковы итоги работы по ликвидации несанкционированных свалок?
- Все выявленные места несанкционированного размещения бытовых отходов по мерам прокурорского реагирования ликвидированы, но не исключено образование новых фактов. Здесь жителям следует знать, что в соответствии с федеральным законодательством организация обращения отходов производства и потребления относится к полномочиям исполнительных органов республики (Минприроды Чувашии и Минстрой Чувашии). Направлять информацию о нарушениях для привлечения к административной ответственности за правонарушения в данной сфере необходимо в Минприроды Чувашии.
- Возможно ли организовать раздельный сбор мусора в республике? Позиция природоохранной прокуратуры.
- В целях организации деятельности по внедрению системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Чувашской Республики утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов.
Раздельный сбор ТКО на территории Чувашской Республики внедряется поэтапно и будет осуществляться потребителями, операторами по обращению с ТКО, региональным оператором в соответствии с законодательством.
В настоящее время разработана и утверждена дорожная карта пилотного проекта перехода на раздельный сбор отходов на территории республики, в которой предусмотрены к реализации в 2019 году мероприятия по переходу на раздельный сбор ТКО с применением двухконтейнерной (раздельной) системы.
Для апробации раздельного сбора твердых коммунальных отходов Минприроды Чувашии направило предложение в адрес ООО «МВК «Экоцентр» использовать территорию города Новочебоксарск и микрорайона «Новый город» города Чебоксары в качестве пилотного муниципального образования ЧР.
В случае положительного отклика у населения региональный оператор – ООО «МВК«Экоцентр» планирует установить дополнительные места для установки контейнеров по раздельному сбору в городах республики.
- Не могу не затронуть вопрос про мусорный полигон вблизи деревень Сосновка и Ширтаны. Жители района недовольны тем, что сюда везут отходы и с других соседних районов. Поступали ли жалобы или обращения от граждан?
- В ходе проверки доводов 4 обращений граждан по вопросу функционирования свалки Ибресинского района и поручений аппарата установлено, что эксплуатирующая организация МУП «Водоканал Ибресинского района» имеет лицензию на осуществляемый вид деятельности и принимает отходы в соответствии с утвержденной Минприроды Чувашии территориальной схемой обращения с ТКО.
В отношении МУП «Водоканал Ибресинского района» проведены внеплановые проверки Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике, по результатам которых по выявленным нарушениям внесены предписания об устранении нарушений, юридическое и должностное лицо постановлениями мирового судьи привлечены к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ в части неисполнения предписаний по утверждению нормативов образования отходов и программы мониторинга окружающей среды.
Меры административного воздействия также принимались в отношении юридического лица Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике по результатам внеплановой проверки, выданы предписания, протоколы по статье 19.5 КоАП РФ, в части нарушений послойной изоляции отходов и отсутствия обработки колес транспорта, которые на данный момент находятся в суде на рассмотрении. Исправление ситуации находится на контроле прокуратуры.
В ходе проверки межрайпрокуратуры с выездом на место расположения свалки нарушений режима водоохранных зон водных объектов не установлено, по результатам лабораторных исследований поверхностных водных объектов и подземных вод загрязнений не выявлено.
- В нашем районе не так много производственных объектов. Но все же интересно узнать объем сброса загрязняющих веществ ими в водные объекты. Все объекты производства имеют очистительные сооружения? Будут ли проводиться проверки?
- Предприятием, осуществляющим прием сточных вод в централизованную систему водоотведения поселка, является ООО «Каналсеть+». По результатам проведенной в 2018 году проверки установлено, что данным обществом сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды в р. Кошлаушка, в связи с чем виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, а в адрес юридического лица внесено представление, которое находится на контроле межрайпрокуратуры.
Еще одной проблемой являлось отсутствие специально оборудованного места, соответствующего требованиям законодательства, для приема жидких бытовых отходов от неканализованной части поселка и района. По иску межрайпрокуратуры администрация Ибресинского городского поселения приняла меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения путем сбора и вывоза от неканализованной части городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям на сливную станцию, оборудованную на территории новых очистных сооружений поселка.
- Лесной фонд тоже находится под присмотром прокуратуры. Есть случаи самовольного захвата лесных участков в нашем районе? Как налажен этот процесс?
- Отмечу, что случаев самовольного захвата лесных участков не имелось, но в ходе проведения проверок по исполнению требований лесного законодательства Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения.
Так, в ходе осмотра межрайпрокуратурой территории лесного участка Нововыслинского участкового лесничества Ибресинского лесничества от 07.08.2018 года установлено, что на делянках №№ 1, 5, 10, 11, 7, 8 осуществлено складирование порубочных остатков в кучи или валы (каждая делянка на площади 0,09 га). Данные лесные участки использовали граждане на основании заключенных с Минприроды Чувашии договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Из п. 8, п. 24 договоров следует, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины – путем сбора порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период в сроки до 31.12.2017 года, срок действия договоров устанавливается с 26.05.2017 г. по 31.12.2017 г.
Таким образом, в предусмотренный срок граждане не исполнили требования, указанные в договорах.
Вместе с тем в нарушение требований КоАП РФ, в связи с неисполнением гражданами условий договоров, КУ «Лесная охрана» Минприроды Чувашии протоколы об административных правонарушениях в отношении граждан не составлялись.
По представлению межрайпрокуратуры КУ «Лесная охрана» в 2018 году в отношении 6 граждан составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, граждане привлечены к административной ответственности.
- Как жители района могут к вам обратиться по вопросам в сфере охраны окружающей среды?
- В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В этой связи обращения о нарушении природоохранного законодательства необходимо направлять в органы контроля. В случае, если данными органами не принято достаточных мер для устранения нарушений, можно обратиться к нам по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинградская, 33 или по электронной почте: chmpp@cap.ru.
Гражданин в своем обращении, в письменном или электронном, в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которым должны быть направлены ответы.
Беседовала Алевтина АНИСИМОВА.
Ноябрь 2024 |