Шулаев Тимофей Матвеевич родился 31 декабря 1914 года в деревне Балабаш Нурусово Батыревского района в крестьянской семье. В 1926 году окончил 4 группу 1-ой ступени местной школы, в 1928 году – 5-ю группу Тугаевской школы 1-ой ступени. С 1928 года по 1931 год обучался в Ибресинской школе 2-ой ступени им. Тов. Ворошилова с педагогическим уклоном и получил аттестат на звание учителя начальной школы. После получения аттестата Тимофей Матвеевич работал учителем в родной школе. 20 августа 1935 года приказом Тархан-ского РОНО его назначают учителем эрзянского языка Малокармалинской неполной средней школы.
Тимофей Матвеевич очень любил свой предмет, тщательно готовился к урокам. В школьном музее среди его документов хранятся и поурочные планы уроков, а также его методические разработки по эрзянскому языку. Его уроки с охотой посещали не только дети мордовской национальности, но и дети из чувашских семей из деревни Кубня, которые потом свободно говорили на эрзянском языке.
24 ноября 1939 года Шулаева Тимофея Матвеевича призвали в Красную Армию. Жена Прасковья Никифоровна и сын Витя не дождались мужа и отца. Красноармеец стрелок Шулаев Тимофей Матвеевич погиб в бою, героически защищая Родину.
В Книге Памяти про него сказано: «Шулаев Тимофей Матвеевич. Призван Первомайским РВК. Рядовой. Погиб в бою 5.10.1941г. Место захоронения неизвестно».
Аркадий Иванович Шестаков родился в 1912 году в селе Балабаш Баишево Батыревского района. Окончил Казан-ский педагогический институт, получил диплом учителя русского языка и литературы. В 30-х годах прошлого столетия работал учителем русского языка и литературы в Малокармалинской семилетней школе. В начале войны его призвали на фронт из этой же школы. Лейтенант Шестаков Аркадий Иванович воевал в составе 6-й отдельной морской стрелковой бригады КБФ. Командир взвода 6 отдельной стрелковой бригады морской пехоты Шестаков Аркадий Иванович погиб 8 апреля 1942 года. Место захоронения: Ленинградская область, Кировский район, Березовская волость, 700 м. восточ. Ст. Новая Малукса, Мемориал «Новая Малукса. Перезахоронен из деревни Виняголово.
На сайте рефератов в Интернете имеется реферат на тему «История 6-й отдельной морской стрелковой бригады (бригады морской пехоты) КБФ». Реферат начинается с эпиграфов: «Я вспоминаю о боях военных моряков 6-й бригады морской пехоты, потому что об их подвигах, мужестве написано очень мало и скупо.
Адмирал В.Ф.Трибуц.
Особенно геройски сражались моряки 6-й отдельной бригады морской пехоты. Спаянные крепкой дружбой, всегда готовые прийти на помощь товарищу, они проявляли в боях беззаветную храбрость. По неписаному закону все перед атакой обязательно надевали бескозырки и расстегивали воротники гимнастерок так, чтобы была видна «морская душа» — полосатая тельняшка…
Генерал И.И.Федюнинский»
В реферате упоминается и тот день, когда погиб Шестаков Аркадий Иванович:
«8 апреля 1942 года
Ничего более неприятного в тот день погода не могла бы придумать: с утра — яркое солнце, оттепель. Снег на болотных прогалинах и даже в лесу взялся дружно таять, исковерканные бревенчатые дороги кое-где встали дыбом на придавленном грязью мху, а по широким полянам открылись чавкающие трясины, и посиневший снег на них, прикрывавший травы, превратился за какие-нибудь полтора-два часа в утыканные хилым кустарником, предательски заманчивые озера.
Но отменять наступление командование армией не решилось, и наступление началось. На правом фланге у Погостья —6-я бригада морской пехоты, на левом фланге, в низине Корыганского мха, —1-я отдельная горнострелковая бригада и 59-й отдельный лыжный батальон, в центре, против села Виняголово — части 80-й стрелковой дивизии. Так протянулся вдоль текущей с северо-востока на юго-запад немноговодной здесь речки Мги десятикилометровый фронт наступления 8-й армии. В обход с левого фланга, устремляясь сначала к юго-западу вдоль дороги на Монастырскую Пустынь, двинулись с исходных позиций три десятка КВ 124-й танковой бригады полковника А.Г. Родина.
Поддерживала пехоту рота трофейных танков 107-го отдельного танкового батальона. Было много артиллерии, был пушечный 882-й полк. В состав 8-й армии на 08.04.42 из частей усиления входили только 12-й и 112-й отдельные инженерные батальоны, 24-й и 882-й пушечные артполки – «катюш» не было, а из ВВС имелось 3 истребительных авиаполка – 154, 159, 196-й. Во втором эшелоне, в резерве, как и все последние месяцы в здешнем районе, не было почти ничего. Сил для замены обескровленных частей, для развития наступления в случае успешного прорыва, по-прежнему не хватало.
Всем, однако, казалось, что на этот раз наступающие войска 8-й армии прорвутся к Шапкам и Тосно и совместно с левым соседом — 54-й армией — выйдут к Октябрьской железной дороге по всему фронту, сомкнутся где-нибудь между Любанью и Тосно с частями 2-й Ударной. А затем, раздавив в образовавшемся “котле” всю волховскую немецкую группировку, двинутся единым фронтом на освобождение Ленинграда от опостылевшей всем блокады».
А. Яковлев, краевед.
Ноябрь 2024 |