Свой вековой юбилей в этом году отмечает Ибресинская школа-интернат. Она была основана ровно 100 лет тому назад на базе Николо-Иверского женского монастыря. Точная дата ее рождения – 20 июля 1921 года. В 1929 году детский дом переехал в д. Вутланы Комсомольского района, а летом 1941 года – в поселок Ибреси. Об истории ее становления и развития на страницах районной газеты (№№28-31, 33, 34) нашим читателям уже рассказал директор школы-интерната, отличник народного просвещения РФ Николай МАЙОРОВ, с которым встретился наш журналист и задал пару вопросов.
- Николай Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, кто учится в вашей школе?
- Ибресинская школа-интернат - это современное образовательное учреждение, представляющее качественные образовательные услуги по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучаются в нашей школе только дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с нарушением интеллекта. Приём детей в школу-интернат осуществляется на основании заключения республиканской психолого-медико-педагогической комиссии с 7 летнего возраста. Обучение в школе-интернате продолжается 9 лет и состоит из двух этапов: 1 этап – начальное общее образование (с 1 по 4 классы), 2 этап – основное общее образование (с 5 по 9 классы). Обучение в школе завершается итоговой аттестацией по профильному труду.
- На что больше внимания уделяет ваше учреждение в воспитании ребенка?
- Решающую роль в системе коррекционно-воспитательной работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся, как основа их социальной адаптации. Профильный труд ведётся с 5 по 9 классы по четырём направлениям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд, художественная роспись по дереву. Логика здесь простая: детей необходимо научить трудиться, формировать навыки труда и прививать любовь к труду, чтобы полученные знания помогали им в дальнейшей жизни. Ввиду того, что нашим выпускникам не под силу квалифицированный умственный труд, с ранних лет мы ведём профориентационную работу на рабочие профессии, благодаря которым они могут выживать самостоятельно во взрослом мире. Отсюда же вытекает кредо (девиз) нашей школы-интерната: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», что изображено на эмблеме нашей школы.
- Сколько детей учатся в школе-интернат?
- В настоящее время обучаются и воспитываются 101 ребенок из 7 районов нашей республики. Из них детей-инвалидов – 86, мальчиков – 65, девочек - 37, детей-сирот – 5. Детей, находящихся на полном государственном обеспечении – 78, детей, ежедневно приходящих и уходящих – 24, классов-комплектов – 9, наполняемость классов – до 12 человек.
- Для работы с особенными детьми нужны квалифицированные и специально обученные педагоги?
- В нашем коллективе всего 63 работника, из них педагогов – 33. Это 12 учителей, 17 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 1 учитель-дефектолог, 1 социальный педагог, в том числе с высшим образованием – 31; со специальным коррекционным образованием – 33; педагогов высшей категории - 9; педагогов первой категории – 17. За свою столетнюю деятельность Ибресинская школа-интернат накопила огромный опыт работы с детьми. Администрация и педагогический коллектив школы-интерната сохраняя старые добрые традиции всё время ищет новые, творческие формы и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и стабильной интеграции в самостоятельную жизнь.
- Я думаю, что работники школы-интерната – это люди с огромным терпением и большим сердцем…
- Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма и все эти качества умноженные на два. Необходимыми качествами коррекционного педагога являются эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Учитель школы для детей с ОВЗ желает иметь положительный результат, но между имеющимися результатами есть существенная разница. Педагог общеобразовательной школы может восхищаться блеском ума своего воспитанника, иметь радость сотворчества. У нас другая радость: ребёнок чему-то научился, он не стал лучше других, он просто стал уметь. В этом тихая радость педагога школы для детей с ОВЗ. Работа с такими детьми часто сопряжена с большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Поэтому педагог, работающий с такими детьми должен сочетать в себе такие качества как чуткость, искренность, строгость, интеллигентность и любовь к жизни. Он должен любить детей такими, какие они есть. Кроме всего, педагог должен уметь формировать у себя способность к непрерывному научно-методическому и творческому развитию в качестве педагога. Именно такими качествами обладают большинство наших учителей, каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар души, трудятся учителя начальных классов Иванова М.Н., Иванова С.В., Петрова С.А., Ильина Т.А., учитель русского языка и чтения Марушева Н.Э., учитель швейного дела и ИЗО Павлова И.З., учитель художественной росписи по дереву Голубенко Е.В., учитель истории и ОСЖ Королева Т.Н., учитель столярного дела Чернов В.И., учитель физкультуры Володин Э.Я., учитель биологии и с/х труда Антипова Л.В., учитель музыки Сергеев А.М.
- Какие условия созданы для развития детей в школе?
- В школе-интернате созданы благоприятные условия для обучения, духовного, физического развития и проживания. В школе имеется учебный корпус на 132 места, два спальных корпуса, гараж, прачечная, котельная, две теплицы, библиотека, спортивный и актовый залы, столярная, швейная, гончарная мастерские, кабинет ОСЖ (основы социальной жизни), кабинет компьютерной грамотности, творческая лаборатория по аудиомонтажу, музицированию и музыкальной аранжировке, логопедический кабинет, две сенсорные комнаты, столовая, медкабинет, баня-сауна, а также универсальная спортивная площадка с искусственным покрытием для игр в мини-футбол, баскетбол, волейбол, замечательная детская площадка. Каждый обучающийся в школе обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Школа оснащена в достаточном количестве необходимой учебной и методической литературой, современными техническими средствами обучения. Сегодня в каждом классе имеется компьютер, высокоскоростной интернет. Кроме всего, школа имеет территорию площадью 2,6 га, из них 1,2 га занимают учебно-опытнический участок и школьный сад. Половина школьного сада, заложенного ещё в 1949 году, обновлена в этом году ветеранами педагогического труда и старшеклассниками в честь 100- летия Ибресинской школы-интерната. Посажено 35 яблонь и груш.
- Часто в нашей газете можно встретить заметки об успехах ваших детей и педагогов в различных конкурсах.
- Да, действительно. Учителя, обучающиеся, воспитанники принимают участие в разных конкурсах и показывают хорошие результаты. Учителя школы-интерната ежегодно участвуют в республиканском зональном конкурсе «Учитель года». Например в 2019 году учитель начальных классов Петрова С.А., приняла участие и попала в пятёрку лучших, в 2020 году Марушева Н.Э., учитель русского языка и чтения, удостоилась приза зрительских симпатий, а в 2021 году учитель технологии Голубенко Е.В. удостоилась диплома лауреата. В 2021 же году 12 обучающихся нашей школы приняли участие в III Республиканской очно-дистанционной предметной олимпиаде (русский язык, математика, естественнонаучные дисциплины) и удостоились дипломов: I степени – 2 человека, II степени – 7 человек, III степени – 1 человек.
Созданная в школе творческая атмосфера наличие творческих мастерских и функционирование множества различных кружков и секций способствуют развитию творческих способностей обучающихся, их личному развитию и социализации детей с интеллектуальными нарушениями. В школе функционирует 30 кружков и секций, ими охвачены все 100% детей, что позволяет каждому ребенку найти занятия по душе. Громадный труд педагогического коллектива, вложенный в детей, не пропадает даром. Дети получают прочные знания, умения и навыки, что позволяют им хорошо сдать выпускные экзамены и поступать в разные техникумы и колледжи Чувашской Республики. Так, за последние три года из 38 выпускников 32 выпускника (84%) поступили учиться в Марпосадский технологический техникум, Вурнарский с/х техникум, Чебоксарский экономико-технологический техникум, в основном получили специальности столяра, швеи, строителя, овощевода. Воспитанники, занятые внеурочной деятельностью, принимают активное участие и являются призерами и победителями муниципальных, республиканских, Всероссийских и международных конкурсов. Так, только по итогам 2020-2021 учебного года 80 детей приняли участие, из них 48 стали победителями республиканских, всероссийских и международных конкурсов.
Победа на конкурсах и фестивалях это хорошо, но это не самое главное. Самое важное – насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребенок в школе, насколько эффективно проходит его социальная адаптация и интеграция в общество. Во всём этом большую роль играют воспитатели. Ведь всем известно, что многие воспитанники больше времени проводят в школе-интернате, и их родных пап и мам заменяют наши воспитатели. Много лет всю душу и все свои знания отдают им наши воспитатели, такие как Яковлева В.В., Мальцева Г.В., Полякова И.В., Пидукова Л.Н., Терентьева А.П., Семенова Н.М., Осипова Е.Ф. и другие. Каждый из них своим отношением к делу, преданностью школе и детям заслуживает самых добрых слов и благодарности.
- Николай Геннадьевич, на территории учреждения всегда чисто, уютно, да и вид школы обновляется.
- За последние годы облик школы-интерната очень сильно изменился. Проведен капитальный ремонт учебного корпуса, обновлены крыши учебного, спальных корпусов, прачечной и гаража, заменены окна спальных корпусов, построены детская и спортивная площадки, новая блочно-модульная котельная и т.д. Благодаря участию в государственных программах РФ «Создание условий для занятия физической культурой и спортом в сельской местности, «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности», «Доступная среда», «Современная школа» материально-техническая база мастерских, отдельно учебных кабинетов значительно пополнилась и улучшились материально-бытовые условия воспитанников. В школе сейчас действительно имеются все условия и для обучения, и для творческого развития и проживания. Немалая доля во всём этом и наших друзей-единомышленников, спонсоров и попечителей, людей не равнодушных к детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям инвалидам. Прежде всего я хочу отметить попечительский Совет школы-интерната, который действует с 2011 года во главе с председателем Валеевым Р.Т., в составе: Марушев Э.А. – руководитель СХПК «Путиловка»; Пидуков В.И. – директор ООО «Энергия»; Хайртдинов Ф.Г. – индивидуальный предприниматель; Кузьмин Ю.А. – директор ДЕЗЖКХ.
Вот уже много лет сотрудничают с нами и оказывают неоценимую помощь в улучшении бытовых условий воспитанников, организации учебно-воспитательного процесса отдельные организации: ООО «Диамед», руководитель Хохлов Дмитрий Евгеньевич, г. Сергиев Посад (Московская обл.); Чувашская Региональная Общественная Организация Содействия в Решении Социальных проблем семьи и человека «Мир добра», руководитель Бочкарева Татьяна Александровна; Автономная некоммерческая организация социальной помощи нуждающимся «Живи сердцем», руководитель Фахриева Екатерина Агамамеровна»; Чувашское региональное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», председатель Юрий Кислов. Администрация школы-интерната выражает им огромную благодарность за оказанную помощь и желает успехов и доброго здоровья на долгие годы.
- Правду говорят, что любовь, милосердие спасут мир.
- Конечно. Я хочу сделать акцент, что самую главную роль как в укреплении и поддержании материальной базы, развитии и сохранении традиций школы-интерната, социальной адаптации и нравственном воспитании детей играет наш сплочённый, дружный школьный коллектив. Учителя и воспитатели, помощники воспитателей и уборщики, водитель и повара, кладовщик и рабочие по ремонту, кроме выполнения своих прямых должностных обязанностей, «играют» роль «матери», «отца», «дяди», «тёти». И пока в школе будут слышны такие обращения как «дядя Фёдор», «тётя Валя», пока в школе будем наблюдать, как уборщица успокаивая гладит по голове ребёнка, пока субботниками и ниме будем благоустраивать школу, пока в школе будут работать преданные душой и сердцем, любящие детей учителя и воспитатели школа будет жить и дальше развиваться. Педагогика – призвание. Поэтому от того, какие люди работают в школе, зависит не только настоящее, но и будущее. Остановка в развитии коллектива это смерть, считал Макаренко. Поэтому продолжаем сеять разумное, доброе, вечное, надеясь что вброшенное доброе зерно на благодатную почву, обязательно даст хорошие плоды.
Записала Анна МИХАЙЛОВА.
Ноябрь 2024 |