Малая родина Николая Степанова (на снимке) – деревня Одиково Вурнарского района. Детские годы прошли в лесном поселке Дубравный Ибресинского района. Отец Александр Степанович был работником местного лесопункта, а мама Александра Васильевна, учительница начальных классов, вела уроки в местной школе. В семье царили доброжелательность, взаимопонимание, уважение старших. После окончания Колей 1 класса Степановы переехали в поселок Черноречка, из-за отсутствия жилья сначала жили в общежитии школы-интерната, затем им предоставили маленькую комнату в бараке. «Жили в тесноте, но не в обиде, - вспоминает сейчас Николай Александрович. – Как было весело и шумно в квартире, когда рядом с нами прыгали маленькие и прыткие ягнята…»
В годы учебы в Ибресинской средней школе №1 мальчик не расставался с кистями и грунтованным картоном. Он бредил Репиным и Серовым, после уроков рисовал с упоением и страстью, ведь родители впервые купили цветные карандаши. Кого бы Коля ни рисовал, он всегда рисовал самого себя, немного неуклюжего, но доброго. Это потом появилась тяга к музыке. Несомненно, в этом главенствующая роль принадлежит семье, где о музыке судили довольно с высоких позиций, а сводный брат Геннадий стал профессиональным музыкантом, получив соответствующее образование сначала в Канашском педучилище, затем на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева. После окончания 8 классов Николай Степанов без колебания отправился в город Канаш, но в приемной комиссии педучилища перед ним встал барьер: оказывается, прием документов в музыкальное отделение завершен. Вернуться обратно? Нет, молодость не нуждается в отступлении. Тут вчерашний школьник узнал, что в физкультурном отделении недобор и, сдав вступительные экзамены, юноша оказался среди будущих физруков. Через 2 месяца, как и ожидалось, студент перешел в аудиторию музыкального отделения, так как в нем освободились несколько мест: «Случайно попавшие люди не могут быть рабами искусства2, - так говорит по этому поводу Николай Александрович.
Именно быть самим собой в любой обстановке стало главной чертой его характера. Упорно и настойчиво учился он и обладал удивительной способностью притягивать к себе друзей, делать их откровеннее и благороднее. Не зря его выбрали старостой курса. Настойчивость помогала ему сохранять силы, принимать смелые решения в самой не подходящей обстановке и находить единственный правильный выход. Николай Степанов в 1973 году окончил педучилище с красным дипломом. Из многочисленных выпускников данного заведения только он был удостоен такой чести. В том же году по рекомендации тогдашнего министра образования республики Георгия Сидорова был зачислен студентом первого курса музыкально-педагогического факультета ЧГПИ имени И. Я. Яковлева. Четыре года обучения Николай Степанов получал повышенную стипендию, был старостой и секретарем комсомольской организации факультета. В 1976 году на груди 23-х летнего студента засверкала медаль «За трудовое отличие», удостоверение которой было подписано Председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным. Так оценена его работа в студенческом строительном отряде.
Получив долгожданный диплом, музыкант вернулся в родной поселок и стал преподавать в Ибресинской средней школе. Проработал два месяца, и его призвали в Советскую Армию. Запомнился этот день: 10 ноября, как раз в день своего рождения он встал в ряды защитников Отчизны. Служил на Западной Украине, был секретарем комсомольской организации роты, участвовал в коллективе художественной самодеятельности. Вернулся в звании старшего сержанта. В июне 1977 года Николай Александрович был назначен заведующим отделом культуры исполкома районного Совета, где он проработал 7 лет. Это при нем в Ибресях создана лучшая дискотека, открыто хореографическое отделение детской школы искусств. Николай Александрович считает себя «крестным отцом» Светланы Романовой (Валерияновой), в которой предвидел искорки будущего хореографа и направил ее в Казанский институт культуры. Радуется учитель, видя, как ее ученица сейчас с огоньком и азартом занимается с юными танцорами.
Молодой, энергичный заведующий отделом много сделал и для пополнения музейных экспонатов. Ряд предметов деревянного зодчества, а именно крестьянские постройки 30-х годов прошлого столетия, перевезены из села Хормалы при его непосредственном участии.
Много добрых дел оставил после себя этот человек. Его умение работать и руководить людьми было замечено и в Чебоксарах. По рекомендации самой Иды Кочетовой (тогдашнего министра культуры Чувашии) наш земляк был назначен директором Государственного музыкального театра (впоследствии – театра оперы и балета).
Есть в жизни каждого человека взлет его духовных сил, подтверждение его человеческого наслаждения. Надо отметить, что климат в театре не был величиной постоянной. За 11 лет руководства этим театром директором проведено 5 «Михайловских» фестивалей без помощи республиканских органов. Спонсорскую помощь оказывали земляки Степанова: братья Палькины, Герасимов, Федоров и др. Тогда в Чебоксары приезжали известные и знатные оперные певцы со всего мира. Кому-то это показалось обузой. «Стали плести интриги, появились подхалимы, далекие от подлинного искусства, но люди ловкие, способные к всевозможным гадостям, - говорит Николай Александрович. – Может быть, многим приходилось выслушивать от меня горькую истину. Я всегда был прям в своих высказываниях. И редко кто благожелательно воспринимает критику в свой адрес. Чаще всего эти люди становились по ту сторону «баррикады» и пользовались малейшей возможностью, чтобы «насолить» мне.
Дважды увольняли и столько же раз принимали меня на должность директора. А разве мог я бросить театр, в который столько вложено своих сил, столько страсти, талант истинного организатора? И сколько людей благодарны мне за те усилия!»
В конце концов, опальный директор, заслуженный работник культуры Чувашии по собственному желанию ушел из этого коллектива. Из коллектива, которому отданы лучшие годы своей жизни. Из коллектива, которому были характерны жажда поисков, стремление к новизне. А ведь при нем театр оперы и балета был на высоте, тогда начинался отсчет поры обновления. Именно исходя из этих позиций, Николая Степанова выдвинули кандидатом на утверждение министром культуры республики, недобрав необходимых 5-ти голосов депутатов Госсовета, директор остался без министерского портфеля. Здесь злую шутку сыграло его недостаточное знание титульного языка, хотя до и после него руководителями ряда ведомственных министерств работали люди других национальностей.
Так Николай Александрович остался без работы. Но у него очень много друзей, они и протянули руку помощи: проработал у генерального директора ООО «Строма» Вячеслава Федорова, пришлось руководить центральной клубной системой Чебоксарского района, был директором «Фаворит» известного предпринимателя Ермолаева, заведующим МУК «Мемориальный комплекс» и парка «Победы», после всего этого уехал в Москву и на протяжении 8 лет занимался не по своей профессии.
В 2014 году Николай Степанов приехал в Ибреси и выиграл конкурс на замещение вакантной должности директора детской школы искусств. Он и сейчас работает в одной из Чебоксарских охранных фирм.
Николай Александрович полон сил и энергии. Восемь лет назад он потерял любимую супругу Зинаиду Егоровну, уроженку поселка Ибреси.
Степановы родили, воспитали и вывели на жизненную дорогу сына Алексея и дочь Катерину. Первый – юрист, работает в компании чемпиона мира Анатолия Карпова, вторая – в торговой фирме.
От имени читателей районной газеты мы поздравляем Николая Степанова с 65-летием и желаем ему молодости, свежести, оригинальности, духовности и индивидуальности…
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Ноябрь 2024 |