«Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек. Это правда», — заявила Ольга Васильева, министр образования и науки РФ. Отметив, что в сорока регионах России школьники уже играют в шахматы и именно эти 40 регионов «показывают совершенно другие результаты при оценках знаний».
В Буинской средней школе уже второй год ведутся занятия «Шахматы». В прошлом учебном году ребята 1 класса были вовлечены во внеурочную работу. Мы постигали азы этой науки, и уже проводили свои мини-турниры. В текущем учебном году «Шахматы» в начальных классах поставлены в расписание (третий час физической культуры). И организована внеурочная деятельность с учащимися старших классов. Ребята с желанием, увлечением и интересом играют. Разгораются жаркие баталии за шахматной доской.
Работа с классом включает в себя два основных раздела.
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
В раздел «Спортивно-соревновательная деятельность» включены:
- организация и проведение соревнований по шаъхматам;
- проведение конкурсов по решению сложных задач;
- организация спортивно-шахматных праздников.
Ведение занятий позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Я считаю, что мои юные шахматисты стали проявлять хорошие способности к математике и чтению. Они достаточно быстро приобрели учебные навыки в течение года.
З. КУЧЕНОВА,
учитель начальных классов МБОУ «Буинская СОШ».
Ноябрь 2024 |