В реку Кубня впадает небольшая речка Атла. На этой речке расположены два населенных пункта: село Малые Кармалы и деревня Кубня. В некоторых документах эти деревни упоминаются под одним названием: Сярмоси, Шармузи, Цярмус или Цярмун. В селе Малые Кармалы проживали мордва, а в деревне Кубня – чуваши. По документам мордва в село Малые Кармалы пришли в 1783 году из деревень Пилесево, Козловка (Атяшевский район) и Сайнино (Дубенский район Мордовской Республики). С того же времени дружно проживали в этой местности две нации: мордва и чуваши. Хотя и редко создавались межнациональные семьи, но часто становились кумовьями при крещении детей и часто ходили друг другу в гости, в совершенстве владели двумя языками.
В селе Малые Кармалы родился известный мордовский просветитель, педагог-наставник, ученый-этнограф Макар Евсевьевич Евсевьев. Ему 30 января 2024 года исполнится 160 лет. Он в 1876 году окончил Шераутскую начальную школу, в 1883 году - Казанскую учительскую семинарию. Директор семинарии Н.И. Ильминский заметил талантливого педагога и оставил работать учителем в этой же семинарии. Семинария считалась инородческой, учились в нем бесплатно вместе с русскими и дети других национальностей. Макар Евсевьевич был настоящим народным учителем. Он не только сам получил образование, но и хотел чтобы дети из крестьянских семей других национальностей учились и вышли в свет.
М.Е. Евсевьев любил свою малую родину, никогда не забывал про нее, часто приезжал. При каждом приезде посещал школу, общался с учителями, интересовался учебой детей, выявлял способных учеников, проводил беседы с населением о пользе образования.
Способных детей Евсевьев забирал с собой в Казань, помогал им всем поступать в подготовительный класс Казанской учительской семинарии. Обучение в семинарии было полностью бесплатное.
По совету педагога-наставника Макара Евсевьевича Евсевьева поступили и окончили Казанскую учительскую семинарию из села Малые Кармалы: в 1891 году - Евсевьев Феодор (брат М.Е. Евсевьева), Бутузов Филип, Курников Прохор, в 1893 году - Ильин Яков (двоюродной брат М.Е. Евсевьева), Кабаев Яков Ильич (1874 г. р.); в 1899 году - Курников Григорий (1878 г.р.); в 1901 году - Осипов Сергей (племянник М.Е. Евсевьева), Кабаев Сергей Осипович работал учителем в Малокармалинской ШКМ; в 1903 году - Кутузов Сергей; в 1906 году - Варламов Степан; в 1914 году – Глухов Петр Семенович (племянник М.Е. Евсевьева, мордовский писатель); в 1915 году - Кудяков Никита Клементьевич (1896 г.р., отец Никиты), Клементий Иванович Кудяков (церковный староста с. Малые Кармалы), из деревни Кубня: в 1904 году - Чураев Василий Иванович; в 1910 году - Марков Лукьян Захарович (1889 г.р.).
В 1905-1907 годах Василий Чураев заведовал Эльгяйским 2-х классным народным училищем с пятилетним обучением МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия). Вот воспоминание одного из его учеников: «… В Эльгяй приехал новый учитель – Василий Иванович Чураев. Он был чувашом по национальности, окончил Казанскую учительскую семинарию, специально готовящую учителей для инородческих школ. При новом учителе были отменены все виды физического наказания и было разрешено во внеурочное время говорить на родном языке. В.И. Чураев учил нас только один год, по состоянии здоровья был вынужден покинуть Эльгяй…».
Марков Лукьян Захарович работал директором Детского дома имени II Интернационала, заведующим Ибресинским РОНО.
После окончания подготовительного класса для поступления в семинарию нужно было сдавать вступительные экзамены. Если земляки не проходили по конкурсу, М.Е. Евсевьев их с письмом-рекомендацией отправлял в Симбирск к И.Я. Яковлеву, с которым у него были крепкие дружеские отношения.
Макар Евсевьевич Евсевьев много труда вложил не только обучению и воспитанию молодого поколения, но и сбору и сохранению культурного наследия народов Поволжья. Он объездил почти все деревни Симбирской, Казанской, Нижегородской губерний, собирал фольклор, костюмы разных народов. Первую свою экспедицию с финским ученым Гейкелем он начал из села Малые Кармалы в 1895 году. В июльские дни 1895 года на родительской лошади они объездили близлежащие деревни. Описали чувашские обряды «ч\к» и «с.рен» в Вудоялах, Климово, Тойсях, купили национальные костюмы в Малых Кармалах, Кубнях, Новых Чурашах. Макар Евсевьевич в совершенстве владел чувашским языком.
С 1908 по 1914 годы М.Е. Евсевьев сотрудничал с этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (ЭО). По поручению ЭО он собирал коллекции в Саратовской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской губерниях. Коллекции состоят в основном из предметов одежды, это были полноценные комплекты костюмов. Всего Евсевьевым было собрано 28 комплекций общим количеством более 500 предметов, среди них женские головные уборы, женская одежда, обувь, украшения.
Анатолий Яковлев,
почетный краевед Чувашской Республики
Ноябрь 2024 |