- Екатерина Владимировна, почему возникла необходимость в утверждении Единой целевой модели, и что в целом она представляет собой?
- Росреестр работает в рамках достижения единой целевой модели уже шестой год. Принятию программы предшествовало упрощение региональными и муниципальными властями процедуры оказания госуслуг бизнес-сообществам. Предприниматели разных уровней сталкивались с рядом проблем: необъяснимо большой срок для выдачи необходимых документов и разрешений, бесконечное хождение по различным инстанциям с целью подачи документов на государственную регистрацию прав. Все эти бюрократические препоны работали в минус инвестиционной привлекательности регионов.
Изначально для моделей «Регистрация прав» и «Кадастровый учет» были разработаны отдельные показатели. В апреле 2021 года эти два направления объединили – «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества». Убрали дублирующие показатели, исключили исполненные, добавили новые ключевые моменты, такие как подача документов на регистрацию ипотеки и договоров долевого участия в электронном виде.
Целевая модель, прежде всего, направлена на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, беспрепятственной постановки объектов недвижимости на кадастровый учет с последующей регистрацией прав, причем не только для предпринимателей, но и для обычных граждан. И здесь очень важна взаимная ответственность и скоординированность усилий государства, бизнеса, общества, а также профессиональных участников рынка недвижимости.
- Достижение целевых показателей зависит только от Росреестра?
- Напротив достижение целевых показателей совсем не зависит от Росреестра. В последнем правительственном акте по целевым моделям Росреестр наделили функцией мониторинга достижения целевой модели. Но мы понимаем, что самоустраниться от этой важной сферы не получится, поэтому всячески помогаем и содействуем достижению поставленных задач. Мы осознаем, что исполнение заданных показателей, безусловно, влияет на инвестиционный климат региона.
Необходимо понимать, что зона ответственности по достижению целевых показателей в основном ложится на органы местного самоуправления, а также зависит от региональных органов исполнительной власти и МФЦ.
- Удается достичь обозначенных показателей?
- На начало года в республике было достигнуто 25 показателей из 30. Не удалось закрыть количество и площадь земельных участков с установленными границами. В настоящий момент в регионе всего 42% земельных участков прошло процедуру межевания и имеет фиксированные границы (311 389 из 748 627). Это очень низкий показатель. Землевладельцы не спешат проводить кадастровые работы, называя одной из причин высокую стоимость межевания. Управление неоднократно выходило с инициативой к Правительству Чувашии принять нормативный акт, регламентирующий ценообразование землеустроительных работ, чтобы зафиксировать стоимость и возможность контролировать процесс службой по тарифам. В соседних регионах данное нововведение дало свои положительные результаты.
- А есть другие пути достижения конкретно этого показателя?
- Установить границы земельных участков поможет проведение комплексных кадастровых работ (ККР). Инициировать ККР могут не только представители республиканской и муниципальной власти, но и обычные граждане. Например, для проведения ККР могут объединиться члены садоводческого товарищества, гаражного кооператива, небольшого населенного пункта. В среднем стоимость коллективной услуги по межеванию обходится в 600 рублей за объект, тогда как за индивидуальную работу кадастровые инженеры берут 5-6 тысяч.
В этом году удалось решить вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета на выполнение ККР. Работы проводятся в 6 муниципалитетах. В результате ожидаем увеличения доли земельных участков с границами. Но, к сожалению, эта работа только малая капля.
- Насколько я знаю, нормы по обязательному межеванию участков нет. Почему же тогда так важен этот показатель?
- Здесь затрагивается несколько аспектов. Это существенно помогает уменьшить количество судебных тяжб между соседями. Пока не установлены границы, возможен частичный захват участка или вообще передача его в собственность другим лицам, поскольку в реестре недвижимости отсутствуют координаты ранее учтенных земельных участков, следовательно, неизвестно точное их местонахождение.
При проведении межевания зачастую выявляются случаи, когда на протяжении 15 и более лет люди пользуются земельным участком большей площадью, чем по документам. Возможность узаконить лишние метры существует, но если своевременно этого не сделать, то может последовать административное наказание в рамках государственного земельного надзора. В первую очередь, сами землевладельцы должны быть заинтересованы, чтобы в государственный реестр были внесены точные данные о земельном участке.
К тому же населению необходимо знать, что в настоящее время законодатели рассматривают вопрос об обязательном межевании земельных участков. Предварительно норма станет действовать после 1 марта 2026 года.
- Есть трудности по достижению других показателей?
- Еще один недостигнутый показатель – количество внесенных в ЕГРН участков границ между Чувашией и смежными субъектами. Наша республика граничит с Нижегородской и Ульяновской областями, с Республиками Мордовия, Марий Эл и Татарстан. Несмотря на огромную проделанную работу до сих пор принципиально не решен вопрос по прохождению границы с марийцами. В завершающей стадии находится установление границы с татарами.
Следующий нулевой показатель – доля внесенных в ЕГРН округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. На сегодня в реестре полностью отсутствуют сведения о границах санитарно-курортных зон в республике. В Минздрав Чувашии было направлено письмо с рекомендациями проведения работ и внесения в ЕГРН сведений о границах соответствующих округов. Сейчас министерство рассматривает вопрос о скорейшем проведении соответствующих работ.
- А как обстоят дела с электронной подачей документов, известно, что сейчас данному направлению Росреестр уделяет особое внимание.
- К сожалению, контрольной цифры Управление не смогло достигнуть по такому ключевому показателю, как доля заявлений о кадастровом учете и регистрации поданных юрлицами в электронном виде. Чтобы обеспечить целевое значение данного фактора необходимо достучаться до всех кредитных организаций и застройщиков, которые до сих пор работают по старинке и представляют документы в орган регистрации в бумажном виде. Еще не все профессиональные участники рынка недвижимости облегчили свою работу и оценили плюсы и преимущества способа подачи документов в электронном виде. А ведь они очевидны: надежность, скорость и удобство. Электронная регистрация значительно упрощает процесс приобретения недвижимости: экономит время и позволяет отправить документы в Росреестр без посещения офисов МФЦ, прямо с рабочего места. К минимуму сводятся мошеннические действия со стороны недобросовестных участников долевого строительства.
Со своей стороны Управление Росреестра сделало все возможное, чтобы заинтересовать участников рынка недвижимости подавать документы в электронном виде. Прежде всего, это касается срока регистрации. Теперь ипотечные электронные сделки оформляются в течение суток. Это в пять раз быстрее нормативного строка. Общие сроки электронной регистрации у нас не превышают двух-трех дней. Еще недавно эти сроки казались беспрецедентными.
- Что можно сказать, подведя итог беседы.
- В этом году совместно с Кадастровой палатой, с органами власти и местного самоуправления республики предстоит проработать отстающие показатели. Это большая работа, которая влияет на качество территориального планирования и эффективности оборота в земельно-имущественной сфере.
Пресс-служба Управления Росреестра по Чувашской Республике
Ноябрь 2024 |