Как хорошо, что я на всю жизнь сохранил отличную память о своем детстве. Пожалуй, это связано с тем, что оно совпало с годами военного лихолетья. Но отголоски детских впечатлений я слышал и от других людей, которые жили задолго до моего рождения. Даже классик русской литературы Федор Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы», с которым я ознакомился еще в школьные годы, писал: «Знаете же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».
Я тоже вынес много хороших впечатлений из детства и они помогали мне всю жизнь с твердым убеждением шагать по выбранному пути. Да, меня и сейчас окрыляет видение моей родины детства, та земля со своим особым запахом, со своим удивительным, ни на что не похожим шелестом листьев. Этот особый мир, где звучат самые-самые заветные слова, такие, как мать, семья, отчий край, за которыми до боли близкие глаза, улыбки дорогих мне людей, их поступки. Там, на той священной земле, кресты и могильные холмики близких, а во мне – преданная ими любовь.
Эта земля – моя малая родина, где находится деревня Кокшаново Батыревского района, мимо которой сверкая и журча протекает речушка с ласковым названием Була... Забегая чуть вперед скажу, что мой друг, деревенский поэт Георгий Васильев в начале 80-х годов прошлого столетия написал поэму об этой речке, где были проникновенные строчки, от которых живо веяло воспоминаниями об ушедшем детстве. Среди образов, созданных Георгием – я безошибочно узнал себя, ученика 2 класса Кокшановской семилетней школы. Тогда, воскресенье 22 июня 1941 года, как обычно, деревенская детвора с большой группой затеяла забавную игру на берегу Булы. В самый разгар веселья к нам подошли взрослые люди и вдруг в наступившей тишине мы различили слово: «Война!». Мы бросились навстречу им и узнали, что ранним утром войска Гитлера напали на нашу страну, их самолеты бомбили наши города и села.
Началась Великая Отечественная война. Мигом опустела родная деревня. На третий день войны уехал на фронт и наш отец, известный в округе плотник Михаил Егорович Ермошкин. После его ухода мы жили тяжело, сжав зубы, верили в быструю победу, стремились к ней. Всяк по-своему переживал горе, но все были едины в одном: старались все сдать фронту, что могли, все для победы. Мальчишеским сердцем я понял, какие молодцы они, мои земляки, как ни была тяжела работа и скудна жизнь, все старались трудиться во всю свою силу и даже больше, преодолевая то, что в мирное время казалось бы возможным.
На западе и на юге страны наши земли захватил враг, снабжение армии и населения продовольствием теперь пало на хозяйства центральных и восточных районов страны. Задание, полученное колхозом «Большевик» (так назывался наш колхоз) из района, было очень большим. Надо было увеличить посевы всех культур, включая и зерновые, а мужчины все на фронте, тракторов нет, лучших лошадей увезли на войну. Но мы знали – увеличили посевы, хороший урожай получили и сдавали в государство.
И мы, мальчишки быстро взрослели и заменили ушедших на фронт отцов. Тягловой силы в колхозе не было почти, и стали мы отбирать быков для работы. Но с ними было нелегко, ведь они не приучены в упряжке ходить – головой мотают, ревут, упрямятся, назад пятятся да шарахаются в сторону. Мучились женщины и мы с ними. Наконец, разом научились на быках работать.
Да, вырастить урожай – полдела, а вот убрать его – дело сложное. Мы работали наравне со взрослыми, черпали, жали зерновые культуры, находясь в поле по 15-17 часов. Такой же темп был и на колке картофеля. Зимой женщины и дети участвовали на молотьбе хлеба, на току стояла конная молотилка, которая здорово выручала колхоз.
Так прошло три года войны. Ежегодно наш колхоз «Большевик» сдавал государству больше хлеба и овощей. Возили зерно в Ибреси, для сдачи государству, здорово выручала тягловая сила. Откуда черпали мы силу, когда на элеваторе таскали на своих спинах сорокакилограммовые мешки, поднимаясь с грузом наверх по уложенным доскам?
Мой отец, красноармеец Михаил Ермошкин мечтал дойти до самого логова врага, но мечте не суждено было сбыться. После тяжелого ранения он оказался в госпитале, затем его комиссовали. Так, осенью 1943 года он вернулся домой инвалидом... Несмотря на это, отец рьяно взялся за мирный труд и вместе с вернувшимися фронтовиками стал восстанавливать разрушенное войною хозяйства.
9 мая 1945 года мы праздновали победу. Наш народ разгромил ненавистного врага. В этом есть и частица нашего труда. Мы с радостными криками носились по улице. «Победа! Победа!» - кричали ребята. Да, та победа, за которую отдали жизни и мои земляки, кокшановцы. Та победа, за которую навсегда остался инвалидом мой отец.
Я часто бываю в родной деревне, прихожу на священное место, где стоит памятник погибшим на войне землякам. Перед ним всегда алеют живые цветы. С чувством осознанного долга кладу и я букет свежих цветов от семьи и рода Ермошкиных.
Пантелеймон ЕРМОШКИН,
заслуженный работник сельского хозяйства РФ, заслуженный механизатор ЧР, почетный гражданин Ибресинского района и почетный гражданин поселка Ибреси.
Ноябрь 2024 |