Есть на границе Красноармейского и Цивильского районов деревушка, названная Унгасемы, где издревле проживали трудолюбивые чувашские крестьяне. В этой деревне родился и вырос Александр Дмитриевич Дмитриев (на снимке), оставивший добрые воспоминания о себе сердцах жителей Ибресинского района. Судьба распорядилась так, что уроженец Унгасем стал летописцем добрых дел в семье педагогов нашего района. Бывший солдат, защитник Великой Отчизны после окончания высшего учебного заведения выбрал себе надежную дорогу в педагогику и на протяжении более 40 лет честно и правдиво служил не легкой, но благородной работе. Несмотря на свою неизлечимую болезнь, Александр Дмитриевич всецело был отдан данной службе и видел себя только среди молодых людей и их родителей. Вот откуда он черпал запас энергии, вдохновения, силу и мужество, терпение и волю к жизни. Его имя включено в краткие энциклопедии Ибресинского и Цивильского районов. Он сам был «ходячим энциклопедистом»: друзья и коллеги, а просто знакомые поражались его уму, кругозору, осведомленности. Умел слушать людей, радовался, когда находил общий язык с подчиненными и расстраивался, когда его мнения и суждения не принимались коллективом. Помним, что в одно время в Айбечской средней школе между учителями произошел раскол, и конфликтная ситуация длилась так долго, что она оставила незаживающую рану в сердце директора. Даже после ухода на заслуженный отдых Александр Дмитриевич часто вспоминал об этом.
Надо сказать, он был человеком прямым, правдивым. Александр Дмитриевич всегда ценил искренность. С искреннейшей правдивостью относился он ко всему – к жизни, к работе, к самому себе. Лукавить ни с кем и ни в чем не умея. Его убеждения были тверды, и педагог уверенно опирался на них. Приятно ли жить с таким характером? Несомненно! Как рассказывают его друзья, он постоянно мучился из-за неудовлетворенности собственной работой, только перед своими подчиненными он был предельно откровенным и неизменно требовательным. Доволен работой, а следовательно, и собой. И вот еще одна черта, может быть, самая важная, самая характерная для него: в нем жило постоянно острое ощущение нового, пытливый интерес ко всему, что происходит сейчас в деревне, в районе, в республике. Его обычный вопрос, который он обращал к собеседнику, сразу же после того, как поздоровался с ним: «Ну, какие новости?». Его могла выбить из колеи, сильно расстроить какая-нибудь заметка в газете, другие на нее внимания не обратили бы. А он обращал да еще видел в ней смысл, какой далеко не всякому виден. Ему говорили: «Ну что вы расстраиваетесь, не придавайте такого значения, и он в ответ смотрел осуждающе: «Как же можно не придавать?»
Александр Дмитриевич хорошо разбирался в современном педагогическом процессе и его тенденции. Его настольным учебником была книга Геннадия Волкова «Педагогика жизни».
Вот что рассказывает ветеран педагогического труда, заслуженный учитель Чувашской Республики Георгий Ижендеев, который проживает в деревне Вудоялы: «В 1970 году Дмитриевы - Нина Михайловна и Александр Дмитриевич - после окончания Чувашского госпединститута имени И. Я. Яковлева приехали в нашу школу, тогда я руководил данным коллективом. Молодые педагоги с азартом взялись за работу. Особенно мне пришелся по душе нестандартный подход учителя словесности к проведению уроков. Александр Дмитриевич весело и непринужденно общался со своими подопечными, так увлеченно рассказывал им о жизни и творчестве великих классиков, как будто он жил рядом с ними. Нам был нужен такой педагог. Через год его ожидала новая должность: по решению педсовета Александр Дмитриевич стал моим заместителем по учебно-воспитательной работе, которую исправно выполнял на протяжении более 15 лет, вплоть до назначения завуча директором средней школы. Доверие коллектива им оправдано блестяще: за годы руководства эта школа вошла в число образцовых, и Александру Дмитриевичу по достоинству присвоили почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики». Это было в 1994 году».
Учащиеся данной школы при директорстве Александра Дмириевича неоднократно становились лауреатами и дипломантами Всероссийских, республиканских, районных конкурсов и олимпиад. Отрадно, что их интересы отличались своей многообразностью. Любовь к труду, любовь к учебе, спорту и, наконец, любовь к порядку и справедливости – вот в таком формате воспитывались учащиеся данной школы, и они выходили из ее стен на большой жизненный путь идейно закаленными и твердоубежденными, уверенными в завтрашнем дне.
...Давным давно выпорхнуты из родительского «гнезда» и дети Дмитриевых, их четверо: Ирина, Инга, Элла и Женя. Все они получили высшее образование, продолжают работать. В семье есть и сотрудник полиции, и воспитатель детского сада, и финансист.
Нина Михайловна и Александр Дмитриевич – семикратные бабушка и дедушка. В дни летних каникул у бабушки гостят дети дочерей, внуки Нины Михайловны, к которым она питает особую симпатию. Все их дети выросли на основе материнской и отцовской педагогики, которые ведут к священным истокам воспитания. В семье была разработана конкретная методика народной педагогики, в арсенале которой хранился непочатый край словесных методов воздействий: совет, просьба, одобрение, обещание, благожелание, благословение. Одним словом, Дмитриевы сделали все, чтобы дети росли хорошими.
«Я люблю читать книги писателей, имеющих учительский опыт, - говорил при жизни Александр Дмитриевич. – У меня в домашней библиотеке собраны именно такие произведения, в их педагогические проблемы ставятся намного острее, чем в специальных монографиях». У Александра Дмитриевича любовь к литературе появилась еще в юношеские годы, когда учился он в Богатыревской средней школе Цивильского района. Ему здорово повезло на хороших людей. В пединституте рядом с ним обучались будущие чувашские писатели и поэты, такие, как, например Герман Желтухин, Борис Романов, Александр Волков, Петр Эйзин, Вениамин Тимаков и др. Помню, как приезжал в деревню Айбечи его друг, писатель Александр Волков. Тезки долго сидели под яблонями в саду, посаженными Александром Дмитриевичем, и оживленно беседовали о литературе, о педагогике, о смысле жизни и т. д. Эта была их последняя встреча. Директор школы проводил гостя до околицы, а через два дня мы получили горькую весть о кончине Александра Волкова.
Вот уже 7 лет нет в наших рядах и Александра Дмитриевича, замечательного педагога-творца, новатора учебного процесса, просто умного и доброго человека. Родившись в год Великой Победы, в Ильин день, он ушел из жизни в день Петра и Павла, когда пела и благоухала природа, а на широком лугу вовсю разгоралась деревенская страда.
Педагог жил среди народа, дышал его воздухом, он очень любил сказочный лесной край. Любил гулять по деревенской улице, меняющей ежегодно свой облик, умел восхищаться виртуозной работой самобытных мастеров, находил волшебные слова в их адрес. «Айбечи для меня стал глотком свежего воздуха, - часто повторял ветеран эти слова. – Здесь родились мои дети, здесь мы нашли свое призвание и признание, почет и уважение».
К его словам добавим лишь следующее: в Айбечах Александр Дмитриевич нашел вечный покой на местном погосте. В день его 75-летия к могиле будет проторена тропа, по которой обязательно пройдут близкие родственники, коллеги, бывшие воспитанники Дмитриева с букетами свежих цветов...
Как хочется верить, что будет так. Потому что память не забываема. Потому что уроки Александра Дмитриева продолжаются... А в семье младшего сына Дмитриевых Евгения растет внук Александра Дмитриевича, названный именем деда. В первопрестольной, где работает Евгений Александрович, живет в сказочном мире четырехлетний Александр Дмитриев, надежный продолжатель славного рода.
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Ноябрь 2024 |