Как говорится, на свете множество разных прялок, и каждый человек в жизни прядет свою нитку судьбы, притом прядет ее по-своему. У кого она станет крепче и туже – приносит счастье; у другого – гнилая: заставит мучиться и горевать, у кого завязывается, у кого нет, но у всех наматывается в один клубок… В этом клубке – каких только судеб нет. Как пальцы рук разные, так и судьбы человеческие неодинаковые.
«А каков ваш клубок?» Задаю этот вопрос собеседнице, восьмидесятилетней Розе Прокопьевне Фатуле из деревни Сюрбеевки и слышу в ответ вот какие слова: «Мой клубок находится в тайнике души, ключ от которого надежно хранится в моих незабываемых воспоминаниях. Нитка судьбы берет свое начало с того момента, когда я вместе с мамой в предутреннюю рань приходила на хлебное поле и наши сонные лица омывались росой, собираемой с медоносных трав… Вот что больше, запомнилось мне, девочке послевоенных лет: палящее солнце, боли в пояснице, кровоточащая рана от серпа».
До 18 лет Роза не расставалась с деревенской работой. В те трудные годы в деревне не было ребят без дела гоняющих собак по улицам. Сколько тебе лет, есть ли, нет ли у тебя сил, не спрашивали, заставляли выполнять всевозможную работу. Во время учебы в Сюрбеевской начальной школе ни на одних каникулах не отдыхали и не играли: помогали родителям в повседневных делах.
Роза Прокопьевна помнит, как деревенский бригадир с помощью труголки-саженомерки отмеривал им долевые участки спелой ржи. Чтобы и трудодней вышло больше, и не опозориться перед соседями, Роза и мать просили выделить для них полосу – пай большей площади.
В то время детей без отцов было полно. Роза, вероятно, и не думала расспрашивать у матери, где ее отец. Но девчушка знала, что он, красноармеец Прокопий Иванов, убит фашистами на войне и никогда не вернется к ним, чтобы помочь им справляться с этой важной работой.
«Я старалась так, как могла, - вспоминает то время ветеран. – Никогда не оставляла на стерне несрезанных стеблей с колосьями».
С тех пор прошло уже немало лет. Никогда не умевшая горевать тетка Роза сейчас согнута и выглядит вопросительным знаком. Она дружит с посохом. Глаза изрядно потухли. Меня она встретила, держа ладонь на лбу и наклонив голову: «Вот так состарилась, погрузилась в ночной сумрак. Ох, вернуть бы сейчас комсомольскую юность, когда по путевке райкома ВЛКСМ и напутствию любимой матушки поехала на целину и оказалась в одном из зерносовхозов Ленинградского района Кокчетавской области, что входит в Казахстан. Работала на молочно-товарной ферме и на протяжении долгих лет была передовой дояркой не только в районе, но и в области. Обо мне писали в областных и республиканских газетах, моя фотография красовалась на районной Доске почета, в честь моих побед неоднократно поднимался Флаг трудовой славы около здания дирекции совхоза.
На целине я нашла свою любовь. Украинец Петро Фатула с Тернопольщины влюбился в меня с первого взгляда, и мы на кокчетавской земле сыграли свадьбу: передовой механизатор и знатная доярка, соединив свои судьбы, дали верную клятву перед Богом любить друг друга и быть преданными до конца жизни.
Даже там, находясь вдали от малой родины, меня всегда притягивала родная сторона, перед глазами всплывали любимые поля и овраги, в ушах стоял шум недалекой рощи и колышущихся хлебов, чувствовала свежий запах только что испеченного матерью каравая…
И что вы думаете, после десятилетнего пребывания на чужбине я со своей семьей вернулась на малую родину…»
Итак, в чувашской деревне Сюрбеевка, расположенной в трех километрах от райцентра Ибреси, появилась интернациональная семья со странной для здешних мест фамилией. Глава семейства Петр Фатула обладал удивительными качествами, которые делают совместную жизнь содержательной, наполняла ее добротой, щедростью, чувством надежности. И жена умела расположить супруга, относиться к нему с вниманием, понимала его заботы и радости. «Жить вместе с ней – праздник каждый день, - откровенничал Петр Семенович. – Она, как сильная и властная женщина, обогащает меня и физически, и духовно. Не зря друзья-целинники говорили мне: «Петя, тебе повезло, если бы не Роза, тебя бы не было».
Потекла повседневная жизнь в деревне без особых треволнений благодаря ровному характеру, трудолюбию и вдумчивости жены. В семье царствовали дружелюбие, взаимопонимание, любовь, вера и надежда. Петр Фатула работал в отрасли лесного хозяйства, его вторым родным домом стал Ибресинский лесокомбинат, а Розу с особой теплотой встретили в коллективе Ибресинского пищекомбината, где она постигала азы мастерства по выпечке пряничных изделий. Проработала 5 лет в этом коллективе, и ее переманили в столовую детского садика «Солнышко» районной «Сельхозтехники», она стала искусной стряпухой. За 10 лет была удостоена многих Почетных грамот и Благодарственных писем. Бывшая заведующая данным детсадом Любовь Косова и сейчас с благодарностью вспоминает Розу Прокопьевну, ставя ее в первый ряд настоящих мастериц. «Но на заслуженный отдых я вышла с ремонтно-строительного управления, - признается ветеран. – Когда в стране начались головокружительные преобразования, нашлось место в семье домостроителей, где я проработала до 1995 года, с гордостью положив в карман сюртука долгожданное удостоверение «Ветеран труда». – К этому времени подросли дети. Старший сын Володя, затем средний Миша обзавелись семьями. Вскоре и младшая дочка Светлана выскочила замуж. Если сыновья оказались вдали от родного очага, то дочке здорово повезло: ее суженый проживал в Ширтанах..»
Но в жизни не всегда случается праздник. Вернувшись в родную деревню, я мечтала, что буду гулять по цветущим берегам тихой речки Ибрески и урожайным полям, напевая песни любви и дружбы, кружась в вихре танцев «линкка-линкка» и «горлицы». Так и осталась неосуществленной крылатая мечта. Сейчас, когда оглядываясь назад, вспоминаю все свое прошлое: хорошее и плохое. Было много счастливых дней, но в то же время душевная незаживающая рана и теперь напоминает о себе, разрушая и заслоняя все земные радости. В 60 лет я осталась без мужа, затем потеряла любимых и дорогих детей – сына Михаила и дочь Светлану. Михаил ушел из жизни в 40 лет, а Свете исполнилось лишь 29 лет».
Как и люди, стареет деревня Сюрбеевка, в ней многие дома пустуют. Есть дома с заколоченными окнами и на улице Речной, где высится добротный дом Розы Прокопьевны, построенный заботливыми руками Владимира, старшего сына Фатулы с помощью близких родственников. Сам Владимир с семьей проживает в одной из деревень Моргаушского района. Он частенько приезжает к родной матери, которой сейчас очень нужна постоянная помощь. Роза Прокопьевна страдает грыжей позвоночника. «Меня спасают молитва и духовная жизнь. Стараюсь жить по заповедям, сверяя каждый день по ним свою жизнь, - говорит ветеран. – Молюсь всегда, произнося слова молитвы как вслух, так и мысленно умом и сердцем.
Прошли мои увлечения и самые пылкие страсти, но во мне осталась и длится годы – это любовь».
Добавим, что эта любовь к замечательному человеку, хлопцу с Украины Петру Фатуле, благодаря которому в Сюрбеевке пускает корни род чувашско-украинской смеси. А мы поздравляем Розу Прокопьевну Фатулу с юбилеем – восьмидесятилетием и желаем доброго здоровья на долгие-долгие годы. Пусть не угаснет на чувашской земле таинственная фамилия, подаренная чистой и светлой любовью!
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Ноябрь 2024 |