В нашем районе есть населенные пункты, которые являются ровесниками Чувашской автономной области, и один из них – это лесной поселок Молния, получивший свое название от фамилии его основателя Клементия Молниева, уроженца села Климово.
Нынешние жители небольшой деревушки должны гордиться именем первого переселенца, ведь, с его легкой руки стали появляться в лесу постройки на редкость добротные, крепко сложенные. Молния (+и=.мкасси) вскоре коллективно записалась в трудовую артель, назвав ее «Молнией». Потом стали всем нарезать землю поближе к деревне, плодороднее. Тогда тракторов и другой техники не было и в помине, все делалось вручную, и оплата была натурой: что вырастил, то и получай. Первой же осенью на каждый трудодень вышло по 7 кг ржи. Перед октябрьскими праздниками в мешках, на подводах, развозили хлеб по дворам... Артель «Молния» была одним из передовых хозяйств в Ибресинском районе. На ее полях возделывались сельскохозяйственные культуры, здесь хорошие урожаи давали «второй хлеб», медоносные растения. Не зря молниевские пчеловоды славились не только в округе, но и за ее пределами.
В двадцатые годы в Молнии получило развитие кузнечное производство, лаптеплетение, после образования сельхозартели (первая артель в Ибресинском районе) в поселке стал функционировать филиал (участок) Ибресинского маслозавода. Переселенцы были из села Климово, а не из деревни Тойси-Паразуси (так указано в краткой энциклопедии Ибресинского района), коллективно встали на обновление лесного края. Скоро к ним присоединились жители из других населенных пунктов, в частности, из деревни Тойси-Паразуси.
По сравнению с другими селами и деревнями Молния была прогрессивным, впередсмотрящим поселком. В начале 30-х годов прошлого столетия в ней была открыта начальная школа, для которой послужил крепкий дом Клементия Молниева, раскулаченного в годы сталинских репрессий. Вот как жестоко обошлась советская власть с этим человеком, основателем новой деревни.
Об этом человеке ходит легенда, судя по которой, в 1905 году чувашский купец-предприниматель Ефремов для охраны своих земель и лесов нанял жителя села Климово Клементия Молниева и построил для него на опушке леса избушку. В 1920 году в эту местность переселились климовские храбрецы Андрей Иванов и Григорий Андреев, после них начали оседать и другие переселенцы.
Клементий Молниев много сделал для основания и развития Молнии. Когда стали собирать по крупицам в фонд помощи сельхозартели, вот тогда всех удивил «первопроходец»: подошел к столу, за которым расположился первый председатель артели Алексей Симбирский, раскрыл свою кожаную сумку и вытряхнул из нее целую кучу денег и пачку облигаций. Потом его жена развязала узелок и выложила на стол горку старинного серебра и все свои украшения.
Счетовод принялся было пересчитывать все это богатство, скопленное за многие годы нелегкого крестьянского труда, но ему помешали сами же хозяева: «не считайте, все это общее», - сказал Молниев, накрыв ладонью кучу денег и облигаций, быстро перемешивая их с теми, что уже лежали на столе.
Конечно, обидно, что такой милосердный человек оказался раскулачен.
В 1935 году в поселке было введено новое здание школы, которая закрылась в 1983 году.
В годы Великой Отечественной войны в Молнии квартировали курсанты 3-ей летной школы первоначального обучения. Их аэродром находился около лесной опушки, недалеко от деревни Новые Шорданы Канашского района. Курсанты после тренировочных полетов пешком шли в Молнию, расположенную в 1,5 км от аэродрома. Здесь имелись общественная баня, пекарня и клуб. Будущие освободители многострадальной Родины в свободное от занятий время помогали местным жителям в уборке хлебов, копке картофеля, заготовке дров.
Правление колхоза «Молния» придавало большое значение и развитию молочного животноводства. Еще до Великой Отечественной войны молниевские доярки получали высокие по тем временам надои: они первыми в районе перешагнули рубеж трех тысяч километров. Передовая доярка Дарья Кандикова удостоилась быть участницей Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), где от имени чувашской делегации она подарила Всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину вышитую чувашскую рубашку. Об этом тогда писала газета «Правда», передавалась информация по Всесоюзному радио.
Колхоз «Молния» в 1950 году был объединен с колхозом «Путиловка», где председателем работал новатор сельскохозяйственного производства, кавалер ордена Трудового Знамени, мастер высоких урожаев и кукурузы, ученик Сергея Короткова Александр Тазенов. Началась новая, в то же время печальная полоса в истории двух деревень...
Хотя до Молнии подведена асфальтовая дорога, но поселок с каждым годом теряет свое лицо. Здесь остались одни пожилые люди, молодежь уезжает из насиженных родителями мест. В поселке много домов, окна которых заколочены досками.
А для меня Молния – образ утраченного царства красоты и гармонии, чистота и святыня нашей малой родины, оставленной нам в наследство от предков и не сбереженной нами. Как хочется, чтобы она вернула прежнюю славу и восстановила резко нарушенную преемственность поколений, вернулась к накопленным веками духовно-нравственным связям и традициям. Не в этом ли залог процветания экономического, социального и политического могущества нашей страны?..
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Ноябрь 2024 |