30 января выдающемуся ученому-просветителю, создателю мордовской письменности, крупному лингвисту, фольклористу, этнографу, историку, коллекционеру, профессору Макару Евсевьевичу Евсевьеву исполняется 156 лет. Он родился в 1864 году в селе Малые Кармалы.
Выпускник Казанской учительской инородческой семинарии (1883 г.) и историко-филологического факультета Казанского университета (1900 г.) стал просветителем мордовского народа. Большое влияние на него оказали Николай Иванович Ильминский и Иван Яковлевич Яковлев.
В 1883-98 годы он преподавал арифметику и русский язык в начальной школе при инородческой семинарии, Макар Евсевьев создал мокшанские и эрзянские буквари и учебники русского языка. С 1921 года наш земляк в звании профессора читал лекции по языку, истории и этнографии мордвы в Казанском восточном педагогическом институте. В 1925-31 годы работал в Казанском коммунистическом университете, был научным сотрудником и заведующим этнографическим отделом Государственного музея Татарской АССР. Активно участвовал в работе мордовской секции Центриздата СССР, редактировал первый номер мордовской газеты «Красная звезда».
Большие заслуги М. Е. Евсевьев имеет в разработке вопросов мордовского языкознания, он является автором книги «Основы мордовской грамматики» (1929 г.), эрзянско-русского словаря (1931 г.), сборника «Образцы мордовской народной словесности», «Эрзянских сказок», «Эрзянских песен» и др.
Его имя присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту и Малокармалинской средней школе, в родном селе поставлен памятник.
Умер М. Е. Евсевьев 11 мая 1931 года и был похоронен на Арском кладбище столицы Татарии. Несколько лет назад его прах был перезахоронен в столице Мордовии – Саранске.
Документы о жизни и деятельности знатного земляка хранятся в историко-краеведческом музее при Малокармалинской средней школе. Здесь же нашел место уникальный дневник этнографической экспедиции М. Е. Евсевьева, который будущий просветитель написал в 21 год. В этом году данной экспедиции будет 135 лет. Целью данной экспедиции было изучение предметов, относящихся до построек, и одежды различных племен и их экологическая деятельность. На эту экспедицию он выезжал в июне 1885 года вместе с финским ученым А. О. Гейкелем. Их опорным пунктом было село Малые Кармалы, поэтому Макар Евсевьевич в своем дневнике подробно описывает обряды, проводимые в чувашских деревнях, находящихся недалеко от своего родного села. М.Е. Евсевьев и А. О. Гейкель в ходе этнографической экспедиции побывали тогда в селе Новое Чурашево (Починки), деревне Водоялы (так написано), затем – в мордовском селе Атрать Алатырского уезда. «Во время этой экспедиции в деревне Кубня купили хушпу за 2 рубля 75 копеек, тухъю – 1 руб. 50 коп., сурбан – 1 руб. 50 коп, вышитую чувашскую женскую рубашку – 1 руб. 25 коп.», читаем мы строки из этого дневника, полная ксерокопия которого хранится в местном музее.
В эти дни на малой родине мордовского Патриарха проходят «Евсевьевские чтения», приуроченные к его очередному дню рождения.
Анатолий ЯКОВЛЕВ,
ветеран педагогического труда, заведующий музеем имени М. Е. Евсевьева, заслуженный краевед Чувашской Республики.
Ноябрь 2024 |