Ровно 327 лет назад, 30 октября 1696 года, по представлению Петра I Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть». С этого события началось создание регулярного военного флота в России, и оно считается официальной датой его основания. Потребность в собственном флоте была обусловлена настоятельной необходимостью России преодолеть территориальную, политическую и культурную изоляцию. На рубеже 17-18 веков она стала главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота — Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 29 июля 1696 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). В 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву. В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные типы и классы кораблей с учетом поставленных им целей — не допустить господства на море Швеции
Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 7 августа 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н. Эреншельда.
В нашем районе и за её пределами живут моряки, служившие на Военно-морских и торговых флотах, потомки героев нашего флота. Они хранят память о них, о их верности Родине.
Рассказывает Егоров Дмитрий Николаевич (на снимке), уроженец п. Тарнвар Ибресинского района. Сержант запаса, старший номерного расчета. В 1998-2000 годах служил в 459-м отдельном береговом самоходном артиллерийском дивизионе (ОБАДН) (в/ч 51353) в городе Новороссийск. Береговые войска Военно-морского флота России (БВ ВМФ) ВМФ России.
«Свой рассказ о флоте хочу начать выдержкой из книги писателя Юрия Зверева о полуэкипаже города Севастополя. «Место, куда нас привели с вокзала, называлось «полуэкипаж». Почему, «полу», а не просто «экипаж», остается для меня по сей день загадкой. За высоким забором стояли несколько пятиэтажных кирпичных зданий. Нас, человек триста, завели в пустой зал и сказали – «размещайтесь». Кроватей, видно, тут не полагалось. Мы побросали котомки на пол и, в ожидании обеда, разбрелись знакомиться с обстановкой. По территории бродили такие же, как мы, новобранцы, сновали матросики, куда-то спешили офицеры. Падал пушистый снежок. В нашей казарме раздались звуки трубы, и зычный голос скомандовал:
- Третья рота, выходи строиться на обед!
Ребята посыпались на улицу. Нас построили в шеренгу по два, пересчитали, и мы отправились в столовую. В этот день до отбоя нас не трогали. Прибывали новые эшелоны, надо было размещать и кормить их. Мы бродили из роты в роту, искали земляков, обменивались слухами и анекдотами. Стемнело, мы собрались в казарму. Протрубили отбой. Привыкшие в теплушке спать на досках, мы укладывались на полу».
Полуэкипаж – так называлась (может быть и сейчас называется) береговая воинская часть, где находятся матросы и старшины срочной службы, которые по какой-то причине временно оказались без места службы. И новобранцы. Я попал в полуэкипаж после призыва на срочную службу. Призывался я на Военно-морской флот из Ибресинского районного военкомата. Из полуэкипажа нас направили в город Новороссийск в 459-й отдельный береговой самоходный артиллерийский дивизион (ОБАДН). Эта воинская часть для меня стала и учебным местом, и местом моей постоянной службы. Ещё в раннем детстве из разных источников я слышал, что после окончания школы юношам предстоит служить в армии. Периодически я интересовался подробностями службы в армии, особенно в Военно-морском флоте. Мой отец, Егоров Николай Егорович, окончил Волгоградское городское профессионально-техническое речное училище, ныне ГБПОУ «Волгоградский техникум водного транспорта имени адмирала флота Н. Д. Сергеева». После окончания училища он работал на теплоходах старшим рулевым-мотористом на линии «Москва-Астрахань». От него я много узнавал о флотской жизни. Отец долго хранил свою красивую форму, она мне очень нравилась. Мой дядя и родные служили в рядах ВМФ. При встречах они вдохновенно вспоминали годы службы. В деревнях отношение к военной службе всегда было несколько иным, чем в крупных городах. Уважительным. Я был одержим идеей служить морпехом: бегал многокилометровые кроссы, занимался с гирями, устраивал в местной речке заплывы на скорость и выносливость… В общем, знал, с чем придется столкнуться, и готовил себя к этому. Служба в морской пехоте всегда была престижной, вызывала гордость и уважение. Морскими пехотинцами становились крепкие, мужественные, сильные духом ребята, готовые на самопожертвование во имя победы над противником. Конечно, отбор идёт самый строгий и пристальный. Учитываются и физические данные парней, и их морально-психологические качества, и многое другое, что потребуется в дальнейшей службе. Ведь не зря говорят, что морская пехота – войско трёх стихий. Там жизнь состоит из неписаных правил: не можешь – научим, не хочешь – заставим.
После того, как мы более или менее привыкли к армейской жизни, начались тренировки: кроссы, марш-броски, рукопашный бой, ножевой бой, стрельба из всех видов оружия, прыжки с парашютом, погружения с аквалангом, отработка морского десантирования, основы работы со взрывчаткой… Не все сразу, конечно, дисциплины вводились постепенно. Морской пехотинец должен уметь после перехода морем на десантных кораблях высаживаться на побережье, вести боевые действия на берегу. Все необходимые качества я обрел в процессе напряжённых занятий и тренировок, на полигонах и стрельбищах, в ходе проведения различных учений и манёвров. На морскую пехоту возложена одна из самых тяжелых военных операций – высадка с воды. И без постоянных тренировок и проб желаемого результата во время боевых действий достичь будет просто невозможно. Высадка – одна из важнейших тренировок морской пехоты, поэтому отряды морской пехоты отрабатывают данный элемент наряду с остальными тренировочными процессами.
Со мной в одном дивизионе служил Казаков Николай Исакович – уроженец деревни Тойси-Паразуси. Он активно участвовал в строительстве памятного знака «Морякам всех поколений Ибресинского района» вместе с ветеранами ВМФ в поселке Ибреси. К сожалению, в боевых операциях нам не довелось участвовать. Принимали участие в учениях «Кавказ-2000» в районе Таманского полуострова, на побережье Таманского залива Краснодарского края.
За отличное несение службы неоднократно награждён благодарственными письмами, грамотами. Награждение личной фотографией, снятой при развернутом Боевом Знамени воинской части, я считаю достойной оценкой моей службы. После возвращения из службы отец мне сказал: «Чтобы изменить тебя так, каким ты стал, на гражданке потребовалось бы десять лет, а ты прошел этот путь за два года». Что тут еще скажешь после этих слов?
После окончания срочной службы работал в родном колхозе им. Кирова механизатором, егерем в лесном хозяйстве. Не раз становился победителем среди механизаторов района по подъему зяби. В 2004 году был стипендиатом Президента Чувашской Республики. Но годы службы в морской пехоте я считаю лучшим периодом своей жизни. Для меня день ВМФ является более дорогим праздником, чем день рождения и Новый год вместе взятые. О строительстве памятного знака морякам Ибресинского района я узнал из социальных сетей. Один рабочий день посвятил установлению памятного знака: производил сварочные работы по монтажу, устройству и переустройству металлических элементов. Я рад, что внес свою лепту в увековечивание памяти погибших моряков. Сотни и тысячи ребят мечтают служить в морской пехоте. Я горд, что мне посчастливилось служить на РФ флоте».
Современный Военно-морской флот России активно участвует во всемирных морских операциях, проводит совместные учения с другими странами и выполняет задачи по обеспечению безопасности и защите интересов России в море. Путь развития и совершенствования Военно-морского флота России продолжается, и в будущем его сила и техническое совершенство будут только расти, обеспечивая России надежную оборону и гарантируя ее национальную безопасность.
Василий Димитриев
Ноябрь 2024 |