…Весной 1974 года в поселке Ибреси побывал известный воронежский писатель Игорь Чемеков, который является автором многих книг, рассказывающих о подвиге советских лесорубов в годы Великой Отечественной войны.
Одна из его документальных повестей называется «О чем шумите, березы стройные?». В ней немало мест было отведено рабочим Ибресинского леспромхоза, чей самоотверженный труд в самое напряженное и трудное для страны и народа время помог приблизить день Победы. Ибреси не только «приютили» военно-авиационную школу первоначального обучения, перебазированную из Тульской области, но и стали одной из баз, которая снабжала заводы авиационной промышленности необходимой древесиной. Для выполнения государственного задания трудились не покладая рук рабочие Ибресинского леспромхоза, Спотарского, Липовского лесозаводов и т. д. Заготовка качественной древесины для авиапромышленности в те годы строго держалась в секрете. Сложной оказалась тогда проблема обеспечения лесом. Наши самолеты в основном были смешанной конструкции – металл и дерево, и авиационный лес имел для страны особое значение. Казалось бы, какие тут трудности – леса в России много. Но авиапромышленность любой лес не устраивал. Дерево, которое применялось в этой отрасли, было особым. В основном использовались сосна и береза. Только эти две породы шли в дело. Деревья выбирались прямослойные, имевшие мало сучков. Клеймились они зимой и в течение данного периода отправлялись на заводы Наркомата лесной промышленности. Вывезти отобранный лес нужно было до наступления весны, потому что в апреле или мае деревья, попадая на солнце, начинали трескаться. А такая древесина уже не годилась. Все нужно было сделать за зиму.
Легко сказать – трудно сделать. Ведь каждое отмеченное дерево доставлялось к железной дороге в отдельности, а потом их в определенном месте грузили в вагоны. Требовалось очень много людей и лошадей только для вывозки, так как тракторов тогда не было. Одно дерево везли за 5-7 километров, а деревьев десятки и сотни тысяч. Если учесть, что от заготовленной древесины после переработки, обработки, отправки в производство шла лишь малая часть, то понятно, сколько требовалось леса, чтобы производить две, три, а затем и более трех тысяч самолетов в месяц.
А у страны остались на юге Украины, Белоруссии и Прибалтики основные места, где заготавливалась авиадревесина. И почти все авиационные и деревообрабатывающие заводы находились там же. Страна потеряла с началом войны свои основные базы. Оставались Кавказ, Сибирь, Урал, где для авиационной промышленности лес никогда не заготавливался. Теперь надо было взять его на новых местах. Вопрос об авиалесе стоял очень остро. Даже для лошадей, которые использовались на вывозке древесины, был установлен особый паек. Наступил момент, когда с лесозаготовками стало совсем туго. Было собрано специальное совещание на самом высоком уровне. С мандатами ЦК партии люди разъехались по всем фанерным и деревообрабатывающим заводам, во все леспромхозы, на все базы, где хранился лес. Дело дошло до того, что для отбора авиационного леса установили специальный контроль на шпалзаводах наркомата путей сообщения, где скопилось много шпал. Даже там отбиралась древесина, пригодная для авиапроизводства.
Для оперативного решения вопроса, связанного со снабжением качественной древесиной авиационной промышленности, зимой 1942 года в лесной поселок Ибреси приезжал заместитель Народного комиссариата авиационной промышленности страны Петр Васильевич Дементьев, который в сложнейших условиях сумел мобилизовать ибресинских лесовиков на выполнение отечественных задач, поставленных центральным комитетом партии. Коллектив Ибресинского леспромхоза с честью справился с проблемой обеспечения лесом, с начала 1942 года вплоть до Великой Победы отправлял на заводы авиапромышленности высококачественные породы сосны и березы, за что удостоился Красного Знамени Государственного Комитета Обороны. Кроме этого, в годы Великой Отечественной войны нашим леспромхозом была заготовлена древесина в общем объеме 250-270 тысяч кубометров, и он внес в фонд обороны более 100 тысяч рублей для формирования танковой колонны «Лесоруб Чувашии».
Геннадий КУЗНЕЦОВ.
Ноябрь 2024 |