ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Добро пожаловать на сайт Ибресинской районной газеты "За победу"

Жизнь – в спектре яркой палитры

Категория: Публикации Опубликовано: 14.03.2019 08:25 Просмотров: 74

Почитатели и поклонники творчества заслуженного художника Чувашской Республики Георгия Андреевича Алексеева (на снимке) в эти дни отмечают его 80-летие. Он – наш земляк: малой родиной этого замечательного мастера кисти является село Новое Чурашево, где работал его отец, известный фельдшер-лекарь Андрей Алексеевич Алексеев.

Семья Алексеевых обосновалась в старинном чувашском селе незадолго до начала Великой Отечественной войны: очень пригодились умения и знания, а также опыт работы медперсоналу здешней участковой больницы. Так,  уроженец деревни Новые Шорданы Канашского района стал жителем села Новое Чурашево, в котором 27 февраля 1939 года и родился будущий художник Георгий Алексеев... Теперь его хорошо знает художественный мир родной Чувашии. Слава нашего земляка перешагнула далеко за ее пределы. Особенно восхищают живописные работы Георгия Андреевича, они воспринимаются как откровение, как радостное избавление от всяких «изюмов». Чем дольше смотришь на картины земляка, тем глубже они захватывают, тем сильнее оказывается их прекрасный плен. В них волнует все: и колорит, и композиция, такая устойчивая и свободная, и  кладка красочного слоя – в одно и то же время легкая, изящная и плотная. Особенно радует пристрастие художника ко всему земному, порой самому обыденному, но тонко опоэтированному. Почти во всех его картинах угадывается степень одаренности, и они далеки от желания во что бы то ни стало блеснуть своей оригинальностью. Чувствуется, что Георгий Андреевич когда-то много занимался рисованием с натуры, тогда же у него формировался вкус к прекрасному. Хотя со временем он научился работать по теории «расширенного смотрения», то есть изображать не то, что видишь, а что просматривается позади тебя, с боков, снизу и сверху. И это очень даже интересно, ты все время чувствуешь себя в центре изображаемого...

Так учили его в Чебоксарском художественном училище, куда был зачислен вчерашний ученик Ибресинской средней школы. Его преподавателями были выдающиеся мастера изобразительного искусства Моисей Спиридонов, Петр  Григорьев-Савушкин, Роза Ермолаева и др. Учеба в художественном училище была прервана службой в рядах Советской Армии (1959-1962 г.г.). После службы состоялась защита дипломной работы: картина «Пробуждение» была оценена на «отлично». Георгий Алексеев является единственным из выпускников художественного училища, получившим рекомендацию ленинградского художника-педагога, тоже нашего земляка Петра Кипарисова продолжить образование в Институте имени И. Е. Репина (г. Санкт-Петербург). Однако началась трудовая биография с обучения детей, приобщения их к сложному миру изобразительного и прикладного искусства. В разное время Георгий Алексеев преподавал рисование и  черчение в Чебоксарах, Новочебоксарске, Ибресях, одновременно обучаясь на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева. Получил «красный диплом», его работа «Дети. Теплый дождик» покорила членов государственной комиссии.

Некоторое время Георгий Андреевич работал художником-оформителем на различных предприятиях, а в 1977 году его пригласили  преподавать в Чебоксарское художественное училище, но обстоятельства сложились так, что в этом же году он уехал в Магаданскую область и прожил там более пятнадцати лет.

Крайний Север покорил нашего земляка своей суровой, неповторимой и незабываемой красотой. Этот край полностью раскрыл его незаурядные способности. Здесь им написано более 200 произведений. Но рядом с картинами, изображающими удивительную природу Сибири, у художника появилась новая серия, названная им «Отголоски прошлого». Горькие, потрясающие впечатления от Колымы, от жутких примет сталинских лагерей легли в основу данной серии. На Крайнем Севере художник тепло общался с  местными коренными жителями – эвенками,  юкогирами, чукчами, постигал своеобразие их национальной культуры, быта, характеров.

Стараниями Георгия Андреевича в поселке Сеймчан, где он жил, была открыта детская школа искусств, и наш земляк буквально с первого дня преподавал на художественном отделении. Здесь художник и педагог достиг небывалых высот: работы многих его учеников стали экспонироваться не только в нашей стране, но и за рубежом. Первые  персональные выставки талантливого мастера были  организованы в Сеймчане (1989 г.) и в Магадане (1991 г.). Сейчас многие картины Георгия Алексеева хранятся в Магаданском краеведческом музее и Магаданской галерее современного искусства «Лигато».

Одним словом, яркий, добрый след оставил художник и педагог на магаданской земле. Суровый климат Крайнего Севера помог ему обрести творческое вдохновение, но в то же время он оказал отрицательное воздействие на здоровье супруги, и пришлось семье вернуться в родную Чувашию (1992 г.). Через три года, в марте-апреле 1995 года, в Чебоксарском художественном музее была открыта первая персональная выставка Георгия Алексеева, ставшая своеобразным отчетом перед земляками за тридцатилетний период своей творческой деятельности. Хорошее впечатление оставила также выставка, посвященная 60-летию со дня его рождения, которая была организована в выставочном зале Чувашского государственного художественного музея (1999 г.). Ибресинцы гордятся тем, что этот художник обладает невероятным творческим потенциалом. Георгий Андреевич дружит с сотрудниками Ибресинского этнографического музея, в картинной галерее которого не раз проходили его персональные выставки. Как отмечает исследователь творчества художника Лариса Семечкина, «ибресинские мотивы выдают особенное волнение художника, которое он испытывает в местах своего детства: будь то домик с живописно покосившимся забором и красногрудыми снегирями на заснеженных ветках, то ли краснощекие яблоки в туеске или спелая капуста в огороде...»

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Георгий Андреевич продолжает работать. Добрый волшебник делает массу добрых дел – но он и виду не подает, что это трудно. Несколько лет тому назад стараниями близких родственников в Чебоксарах вышла большая иллюстрированная книга, в которой нашли место самые удачные картины художника. Она примечательна и тем, что подписи к ним написаны самим автором, там же свободные, раскованные размышления, притом размышления порой весьма пристрастные о волшебной силе изоискусства. «Писать было интересно, - скромно замечает сейчас юбиляр. – Ну еще бы, было бы не неинтересно, - разве стал бы писать?! «Очень интересно!» - то и дело восклицаем мы, знакомясь с теплыми и светлыми пейзажами удивительного человека. Да и как же может быть неинтересна жизнь, если Алексеев учит нас смотреть и видеть, учит жить интересней. В его произведениях ощущается дыхание времени и в то же время все это количество работ, рисунков производят впечатление единого целого. И еще они дают богатую пищу для размышлений о труде и судьбе художника, о его ответственности перед современниками.

Землякам нравятся работы Георгия Андреевича. Нежные, светлые, как тихий весенний день, еще не набравший ярких летних красок. Эти работы вызывают чувство светлой радости и печали. Мир, им воплощенный в своих произведениях, прекрасен, он дарует надежду и веру в добро. У юбиляра в душе горит искорка сердечности, он не сломался,  потеряв самых близких людей – свою супругу и дорогого сына Андрея. За ним ухаживает родная дочь Людмила, в которой отец находит источник вдохновения...

Геннадий КУЗНЕЦОВ.

Добавить комментарий

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ПРАЗДНИКИ

НАШИ СОЦСЕТИ