НАШИ СОЦСЕТИ

Телеграм

Добро пожаловать на сайт Ибресинской районной газеты «За победу»

Галина Абрамова – педагог-новатор, автор учебников

Категория: Публикации Опубликовано: 16.06.2023, 08:29 Просмотров: 1021

Богата Ибресинская земля талантами. Она вырастила знатных хлеборобов и трудолюбивых доярок, видных военначальников и просто защитников Отечества, умных профессоров и незаурядных доцентов, знаменитых спортсменов и классных артистов, талантливых писателей и народных поэтов. Мне, как педагогу, в этой линейке знаменитостей, кажется, просветители и учителя стоят отдельной строкой. Они же – педагоги – учили будущим знаменитостям из букв сложить слоги, из слог составлять слова, из слов предложения… Разве гордость не берет, когда говорим о просветителях мордовского народа Иване Яковлеве и Макаре Евсевьеве?! А когда всегда погруженный в педагогические дела учитель умудряется писать еще и учебники для коллег – это… это, дорогой читатель, и мужество, и подвиг, и самоистязание.

К радости жителей земли ибресин-ской настоящие книжники у нас родились еще в ХIХ веке в лице второго народного поэта Семена Эльгера. Так как 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника, нам как раз пора рассказывать о современных выготских, ушинских, яковлевых и макаренко. К счастью, такими талантами располагает наш лесной край. Это – Алена Ядрицова (д. Большие Абакасы), автор УМК по чувашской литературе, Мария Печникова (д. Айбечи) автор учебников по чувашскому языку. А сегодняшний герой нашего очерка – автор линии учебно-методического комплекта «Чувашский язык для русскоязычных школ» Галина Абрамова (с. Климово).

Только труд возвеличит человека

Галина Васильевна стала нашей, ибресинской, в 1983 году – вышла замуж за климовского парня и пустила глубокие корни, а родилась и выросла она в маленькой деревушке Новые Шорданы Канашского района. Семья была многодетная: 8 детей. Она была седьмым ребенком. Иустина и Василий Андреевы воспитывали в детях, в первую очередь, трудолюбие.

Галина в отличие от своих сверстниц отличалась выносливостью и трудолюбием: в семь лет ухаживала за кроликами, на летних каникулах ворошила траву на колхозном поле, поливала капусту, полола свеклу и картофель, в 9 лет научилась доить корову, в 10 лет вязала носки и варежки, в 14 ходила с отцом в лес готовить дрова. Трехклассную начальную школу Галина закончила на «отлично». Далее стала учиться в школе соседней деревни. Вот здесь и пригодилась выносливость, привитая мудрыми родителями: в любую погоду надо было идти пешком в храм знаний за 5 километров. Вскоре активную девочку выбрали председателем совета пионерского отряда, в старших классах – комсоргом класса. Девочка принимала самое активное участие в общественной жизни школы.

Любимыми предметами были: чувашский и немецкий языки, рисование, алгебра, музыка, астрономия, труд. Училась с усердием, на четверки и пятерки. В 9 классе с виду хрупкую девочку выбрали командиром тимуровской команды «Чайка – 262». 1981 году республиканское издание писало: «Тимуровцы под руководством Гали Андреевой на улицах деревни сажали тополя, липы, березы, которые стали украшать Новые Шорданы, помогали старикам и старушкам по хозяйству».

Семья филологов

После школы Галина поступила в Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова на чувашское отделение историко-филологического факультета. Мечтала стать учителем родного языка и литературы и не только. Она пошла по стопам старших в семье. Братья Александр и Валерий, сестра Елизавета выбрали профессию учителя. Любовь к родному языку им прививали родители и учитель чувашского языка и литературы, ветеран Великой Отечественной войны Архипов Алексей Архипович.

Отрадно отметить, что будущий автор учебников и рабочих тетрадей, книг и электронных пособий поработала во всех образовательных организациях: трудовую деятельность начала с лаборантки кафедры стилистики ЧГУ, общий язык с дошколятами искала в 109 детском саду г. Чебоксары, потом чебоксарская 56-я школа, параллельно преподавала чувашский язык в ЧГПУ, вела семинары в институте образования (ЧРИО), работала со студентами Чебоксарского профессионального колледжа им. Н. В. Никольского. Таким образом Г.В. Абрамова прошла по всем ступенькам образовательных организаций: ДОУ, ООШ, СОШ, СПО, ВУЗ, где набирала опыта для подготовки линию УМК «Чувашский язык для русскоязычных школ. 1-9 классы».

Чувашская Жанна Д’Арк

Принятый в 2003 году закон Чуваш-ской Республики «О языках ЧР» дал возможность внедрить титульный язык во все образовательные организации национальной республики, да еще по 3-х часовой программе: вот где фундамент возрождения многонациональной России! Предмет чувашский язык включили и в русскоязычные школы. Незадача заключалась в том, что предмет есть, но нет дидактических материалов. Вернее, они есть, но… Книги, методические учебники устарели, не соответствовали новым требованиям.  Целеустремленная Галина Абрамова на стыке тысячелетий предлагала свою программу обучения чувашскому языку в городской среде. И, конечно же, застряла в бюрократических «ежах»: у администрации города свои препоны, у авторов-лингвистов – большое эго. В публикации «Содержимая чувашским духом современная Жанна д’Арк» (книга «Дарить себя детям», Чебоксары: Новое время, 2009) ученый Виталий Станъял пишет: «Возник вопрос об издании «игровых» рабочих тетрадей и учебника радости…Сколько незаслуженных обвинений, предвзятой заумно-мудреной критики в адрес учительницы Абрамовой было на заседаниях учебно-методического совета минобр, на кафедральных обсуждениях в ЧРИО! К робким голосам учителей, надруганных сокращениями, прислушиваться не хотели, а работа по академическим книгам «правил и примеров» ни в одной школе никак не клеилась? Новаторов брали под перекрестный обстрел – «под вилку», на уничтожение! Наверное, Галина Васильевна единственная из чувашек Жанна д’ Арк, которая вышла на баррикаду и в минуты отчаяния, в сердцах, открыто предложила чиновникам и академикам вести уроки в школьных классах по своим несостоявшимся учебникам! Это была отчаянная борьба молодого, но энергичного и профессионально подкованного, убежденного в своей правоте педагога! Борьба долгая, упорная – с бессонными ночами, сомнениями, разочарованиями, давлениями, угрозами инфаркта».

Ситуация для чувашоведов для русскоязычных школ поменялась в 2005 году. Тогда Министерство образования и молодежной политики проводило закрытый конкурс по подготовке учебников для русскоязычных школ по двум направлениям: 1-4 классы, 5-9 классы, где участвовали ученые ЧГУ, ЧГПУ, ЧРИО. По обеим номинациям (вот метаморфоза!) конкурс выиграла простая учительница-практик городской школы!

Педагогическое сообщество с воодушевлением встретило учебно-методические комплекты Галины Абрамовой. Вот что пишет по этому поводу известный методист, доцент ЧГУ О.И. Печников: «УМК по чувашскому языку для русскоязычных школ, созданные авторским коллективом под руководством Г.В. Абрамовой представляет собой новое слово в чувашской лингводидактике. Каждый УМК разрабатывается с учетом пожеланий и замечаний по предыдущим учебникам и комплектам к ним. Можно с уверенностью сказать, что новая методика Г.В. Абрамовой поможет закрыть многие прорехи школьной практики».

Дорогу осилит идущий

В педагогическом сообществе республики Галину Васильевну знают как высококвалифицированного специалиста – учителя чувашского языка и автора учебно-методического комплекта по чуваш-скому языку. И не только….В 1994 году в школу № 59 г. Чебоксары пришла молодая, но очень энергичная учительница, которая за короткое время сумела на высоком методическом уровне оформить кабинет чувашского языка. В то время это было тоже что-то новое – ноу-хау в педагогике и послужило примером для подражания. По обмену опытом в школу приезжали учителя словесности из Башкортостана, Татарстана и других регионов. Кабинет Галины Абрамовой это не красиво оформленные стены класса, а оснащенный современными техническими средствами методический центр по обучению национальному языку, где в классифицированном порядке находятся методическая литература, аудиовидеоматериалы, фотокомплекты. В то же время ею был создан этнографический музей. В 1997 году кабинет и этнографический музей, не удивительно, заняли первое место в республиканском конкурсе.

Галина Васильевна единственная в России практик-педагог среди национальных субъектов, подготовившая всю линейку учебно-методических комплектов, куда входят учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, электронные пособия «Картинный словарь чувашского языка», «Видеосюжеты для 4 класса», «Видеосюжеты для 5 класса», «Иван Яковлев – просветитель чувашского народа», мультимедийные презентации к каждому уроку для каждого класса.

– Я безгранично рада тому, что получила возможность обобщить накопленный мною опыт работы в своих учебниках. В этих книгах живет часть моей души, в них – вся моя жизнь. Создавать учебник непросто. Автор хорошо должен знать, кому адресован его труд. Книга для учащихся должна быть источником радости, познания, – говорит Галина Васильевна.

Для любителей чувашской словесности большой интерес представляют и другие ее книги – «Ускоренный курс чувашского языка» (2004), «Телекоммуникационные технологии на уроках чувашско языка» (2007), «Чувашский язык: справочное пособие» (2019) и др.

Со своими педагогическими идеями педагог часто выступает на семинарах и на научно-практических конференциях городского, регионального, российского, международного уровней: всероссийская НПК «Национальные языки и литературы в поликультурных условиях» (2016), международная НПК «Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур» (2019, 2021)…

Нам остается добавить, что Галина Васильевна Абрамова внесла огромный вклад в развитие и усовершенствование преподавания чувашского языка в русскоязычных школах.

Главное достижение – владение учениками чувашским языком

За высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в 2010 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», по результатам Всероссийского конкурса «Учитель – звание народное» (2011) звание – «Народный учитель России». За вклад в формирование семейной политики и традиционных семейных ценностей наша героиня награждена медалью Национального общественного комитета «Российская семья» – «Российские покровители любви и брака святые Петр и Феврония».

Своим главным достижением Галина Васильева считает владение ее учениками чувашским языком и их выступления на конференциях, и победы на творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях. А таковых немало: так, Каролина Алексеева стала призером межрегионального фестиваля-конкурса «Хавхалану», Марина Егорова, Анастасия Куракова, Анастасия Долгова – призеры городской олимпиады, Евгений Кривокижа и Мария Терехина стали победителями республиканского форума.

Наш рассказ был бы неполным, если упустим участие Галины Васильевны в профессиональных конкурсах. В 2009 году она стала призером Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский, языков, победителем федерального конкурса «Создатель УМК». Она единственная в Чувашии трижды лауреат Гранта Президента Российской Федерации (2007, 2011, 2017). Еще один интересный факт: представителями династии педагогов Андреевых-Абрамовых (кстати, тоже победители республиканского конкурса династий) для школ и вузов подготовлены 67 книг.

Страсть к поэзии

Хотя в начале очерка мы и писали, что она хотела стать учителем, это не совсем так: она усердно готовилась стать журналисткой и диплом в университете защитила по журналистике, исследуя первую городскую газету «Чебоксарская правда» под редакцией Яна Грасиса. Первые журналистские опыты, безусловно, помогли ей и в книгоиздательском деле. Но душа, наверное, и сейчас не отпускает ее от журналистики. Ее статьи, корреспонденции, рецензии опубликованы и публикуются практически во всех республиканских изданиях. Ее материалы хранятся в подшивках газет «Хыпар», «Советская Чувашия» «+амрёксен ха=ач.», «Хресчен сасси», «Салам», «Петербургские чуваши», «Чебоксарские новости», «Тантёш», «Ульяновец», журналов «Тёван Атёл», «Халёх шкул.», «Самант». Имеет отношение и к фотожурналистике и к художественной фотографии: в 2009 году в Федеральном институте развития образования (ФИРО, г. Москва) она демонстрировала свою персональную фотовыставку «Мой край – Чувашия». Фотосюжеты, сделанные учителем, вошли в учебные пособия по чувашскому языку (с 1 по 9 классы). Про ее достижения написаны в таких московских изданиях, как: «Народные учителя России» (М.: Изд-во РГСУ, 2011), «Светильник разума» (В.А. Смирнов. – Москва, 2008), «Одаренные дети – будущее России». (Москва: Изд-во «Спецадрес», 2009).

Г.В. Абрамова – человек увлеченный: это ее страсть к поэзии, огородничеству, рукоделию… В школьные годы после уроков Галина ходила в кружок «Хунав», где оттачивала свой калем творчества. Ее стихи печатались в республиканских детских изданиях: в журнале «Хат.р пул» и в газете «Пионер сасси» («Голос пионера», ныне «Тантёш»). Первое стихотворение, написанное в 9 лет, называлось «Пукане – Марине». Оно написано на простом чувашском  языке, поэтому читается и запоминается легко.

Она и сейчас увлекается поэзией. Ее стихи можно увидеть в учебниках. К примеру, в учебном пособии для 8 класса напечатаны 4 стихотворения. Песни на стихи Г.В. Абрамовой часто передают в эфире «Национального радио», ГТРК «Чувашия».

Все свободное время она проводит в селе Климово, где ее стараниями растут десятки видов кустарников и цветов. Ох, какая вкусная клубника у Галины! Словами не описать.

Смысл ее жизни, как она отмечает: «В творении добра. На доброте держится весь мир».

Светлана Разумова,

учитель из династии Абрамовых, соавтор учебников «Чувашский язык для русскоязычных школ»

Добавить комментарий

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2