НАШИ СОЦСЕТИ

Телеграм

Добро пожаловать на сайт Ибресинской районной газеты «За победу»

Макар Евсевьев – Учитель учителей, этнограф, ученый

Категория: Публикации Опубликовано: 27.01.2023, 10:38 Просмотров: 552

 Макар Евсевьевич Евсевьев  родился 30 января (18 января по старому стилю) 1864 года в селе Малые Кармалы (Цярмун веле) Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии в мордовской семье крестьян Евсевия Тихоновича и Ирины Петровны Кабаевых. В семье было пятеро детей, три сына и две дочки. Эта публикация приурочена к его дню рождения.

Начало учебы Макара было обычным для того времени. В селе Малые Кармалы (тогда еще деревня)  не было школы. Селу Малые Кармалы под угрозой штрафа и других кар предписывалось послать в школу двух мальчиков. Выбор пал на семью Кабаевых и маленький Макар – сын Евсевия Кабаева – стал учеником Шераутского двухклассного училища, расположенного в семи верстах от села Малые Кармалы. Это было в 1872 году.

Третьего апреля 1874 года инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов, направляя попечителю Казанского учебного округа Шестакову сведения о школах и сельских учителях губернии, писал: в училище села Шерауты учатся 42 мальчика и 29 девочек, учителем состоит Федор Благовидов, «не окончивший курс в духовной семинарии», по службе он «усерден». В последний год учебы М.Е. Евсевьева его учителем стал В.Ф. Кашкаров – ученик И.Я. Яковлева.

Общежития для учеников из других сел в училище не было. Однако, вопреки трудностям, М.Е. Евсевьеву удалось успешно закончить курс начального обучения. Летом 1876 года он держал выпускные экзамены в училище, на которых присутствовали председатель училищного совета Буинского земства священник АИ. Баратынский и чувашский инспектор И.Я. Яковлев, с которым  позднее у Макара Евсевьевича Евсевьева сложатся  плодотворные педагогические контакты. Общая оценка знаний выпускников Шераутского училища, данная инспекторами, была неудовлетворительной. В результате из десяти экзаменовавшихся свидетельство получили только трое, среди них удостоверение за № 40 – Макар Евсевьев.

В 1878 году М.Е. Евсевьев поступает в приготовительный класс Казанской учительской семинарии, входящий в общий, четырехлетний, срок обучения. Он был учрежден для повышения познаний инородческих мальчиков по русскому языку, а русский язык являлся основным предметом учебного плана семинарии.

Приготовительный класс 1878-1879 учебного года состоял из тридцати одного ученика: двадцати одного русского, пяти чувашей, четырех черемисов, одного – мордвина (М. Евсевьев). В конце учебного года из тридцати одного ученика только тринадцать были переведены в первый класс.

Макар Евсевьев окончил Казанскую учительскую семинарию в 1883 году и получил удостоверяющее свидетельство учителя начальных сельских народных училищ. Выпускников было всего десять. Из них: один мордвин (М. Евсевьев), один чуваш, один татарин и семь русских. Чуваш, Васильев Егор, был из деревни Шинербоси Чебоксарского уезда. Из выпускников чувашским языком владели мордвин Макар Евсевьев и русский Крылов Петр из деревни Яниково Цивильсколо уезда.

В 1883 году И.И. Ильминский ходатайствует перед Казанским учебным округом о назначении своего выпускника, М.Е. Евсевьева, учителем черемисского (марийского) образцового начального училища при семинарии. Через год он становится преподавателем мордовского образцового двухклассного начального училища при семинарии, где работает до 1894 года. За десять лет работы у молодого педагога сложилась собственная концепция методики преподавания в мордовской начальной школе, получившая свое выражения в комплексе учебной литературы на эрзянском  и мокшанском языках. Он разрабатывает «Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи» и такой же учебник для мордвы-мокши.

Осознавая необходимость получения высшего образования, в 1892 году молодой учитель подает прошение на имя ректора Императорского Казанского университета с просьбой о зачислении вольнослушателем на историко-филологический факультет Императорского Казанского университета. В 1897 году, после сдачи экзаменов, М.Е. Евсевьев получил звание учителя уездных училищ. В этом же году педагог сдал экзамены на звание учителя арифметики уездного училища. В то же время незаконченное высшее образование Евсевьева позволило администрации Казанской учительской семинарии в 1894 году перевести его на должность учителя приготовительного класса семинарии.

С 1894 по 1919 год М.Е. Евсевьев преподавал основные предметы курса приготовительного класса: русский и славянский языки, арифметику, географию, естествознание. С 1906 по 1912 год он также возглавлял работу ремесленных мастерских в семинарии. В мастерской преподавались переплетное, столярное, слесарное, отчасти токарное и кузнечное дело.

В Казани Макар Евсевьев жил на улице Лево-Набережная Кабана, дом № 86, квартира 1. Останавливались у него на квартире многие знакомые, в том числе и жители села Малые Кармалы. Вот письмо И.Я. Яковлева к Н.И. Ильминскому: «8 сентября 1888 г., Симбирск.

Многоуважаемый Николай Иванович!

Податель сей записки – наш бывший воспитанник последнего старшего класса Александр Никоноров, выбывший из школы три с половиной года тому назад; Никоноров курса у нас не окончил, так как уехал домой великим постом, до пасхи, а затем к экзаменам не являлся. Нынче Никоноров, не найдя себе род жизни, так как отец его – безземельный русский крестьянин, желает приобрести звание учителя и поступить на должность учителя чувашского (он хорошо знает чувашский язык) или русского училища, поэтому едет к Вам в семинарию держать испытание на учителя, так как мы здесь до экзамена допускаем и свидетельство выдаем лишь только окончившим у нас курс, а Александр Никоноров у нас курса не окончил и поэтому все равно, что посторонний. Если можно, Николай Иванович, Никонорова допустите до экзамена, а нельзя, то откажите; он хочет остановиться у Макара Евсеева, так как брат его, Иван Никоноров, служит учителем на его родине, и он его знает».

Макар Евсевьевич Евсевьев тридцать семь лет работал преподавателем в Казанской учительской семинарии. В течение этих лет он принимал участие в подготовке многих учителей разной национальности. Его можно считать Учителем с большой буквы, Учителем учителей.

В 1925 году Макар Евсевьевич был делегатом от мокшаэрзянских учителей на первом Всероссийском учительском съезде. Когда он зашел в зал заседания, все встали, встретили его громкими аплодисментами, выбрали почетным председателем.

Важнейшей страницей биографии
            М.Е. Евсевьева является сбор материала по фольклору и этнографии. В первую этнографическую экспедицию Евсевьев выехал в мае 1885 года вместе с финским ученым А.О. Гейкелем. Целью этой экспедиции было: «Изучение предметов, относящихся до построек, и одежды различных племен и их экологическая деятельность». Опорным пунктом этой экспедиции было село Малые Кармалы, поэтому Макар Евсевьевич в своем дневнике подробно описывает обряды, проводимые в чувашских деревнях, находящихся недалеко от села Малые Кармалы. Он в своем дневнике описывает обряды «срен» и «чук», проводимые в деревнях Тойси, Климово, Вудоялы и Новое Чурашево Ибресинского района. Во время этой экспедиции в деревне Кубня купили: хушпу за 2 рубля 75 копеек, тухья - 1 р. 50 коп., сурбан - 1 р. 50 коп., вышитую чувашскую женскую рубашку - 1 р. 25 коп.. В селе Малые Кармалы купили пулакш за 2 рубля.

При сборе материала по фольклору и этнографии М. Е. Евсевьев побывал в  четырехсот пятидесяти эрзямокшанских деревнях и во многих деревнях других национальностей Поволжья.

Макар Евсевьевич Евсевьев знакомится с Могилявским Николаем Михайловичем –  одним из трех первых хранителей Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге и ставшим в 1910 году его заведующим. У него начинается плодотворная работа по сбору костюмов разных народов для музея. Вот некоторые письма М.Е. Евсевьева к Н.М. Могилявскому, которые хранятся в Архиве Гос. музея этнографии народов СССР:

«Многоуважаемый Николай Михайлович!

Только что вернулся в Казань из кратковременной поездки к черемисам и получил Ваше письмо от 27 мая.

Спешу ответить на него. Текущим летом я предполагаю поехать прежде всего к чувашам Симбирской и Казанской губерний недели на две-три, а затем к мордве, в уезды Ардатовский Симбирской губернии и Спассский и Темниковский Тамбовской губернии, если останется время, побываю и в Нижегородской губернии.

Относительно денег я затрудняюсь точно определить, сколько мне понадобится. Это будет зависеть от того, будет ли дано мне разрешение собирать костюмы и вещи среди татар и чуваш. Если в этих костюмах нет надобности, то на нынешнее лето мне достаточно будет и тех денег, которые остались от прошлогодней ассигновки.

Если же последует разрешение попутно собирать и чувашские, и татарские костюмы, то на это потребуется рублей 200-300. Не откажитесь также уведомить: можно ли приобретать ценные головные уборы (мордовские и чувашские), украшенные старинными серебряными монетами, стоимостью 100 рублей и дороже. Мордва в настоящее время уже не носит такие уборы, но, может быть, случайно найдется еще где-нибудь один экземпляр. В 1887 году в селе Макрашах Нижегородской губернии мне показали несколько таких уборов. Чуваши и до настоящего времени носят данные головные уборы и нагрудные украшения.

Если последует разрешение и на это, то ассигнование необходимо будет увеличить сотни на две на три.

Искренне уважающий Вас Макар Евсевьев.

Письмо адресуйте в Казань. В 20-х числах я буду здесь»,

«13 сентября 1909 г.

Многоуважаемый Николай Михайлович!

Я сторговал у одного чувашенина два чувашских костюма за 125 рублей, но взять их без особого Вашего разрешения не решился, так как в состав костюма входит несколько вещей довольно ценных, а именно:

1)      Кошту (хушпу) – женский головной убор и при нем сырга – нагрудник, стоимостью обе вещи 75 рублей. На них старинных серебряных монет по номинальной стоимости на 54 руб. 45 коп.

2)      Умсякки – ошейник – стоимостью в 10 руб., серебряных монет на нем на 7 руб. 75 коп.

3)      Тухья – девичий головной убор, серебра на ней на 14 руб.

Прочие все вещи мелкие – рубашки, сурбаны (полотенца головные), пояса, лапти, чулки и проч.

Будьте любезны, черкните, пожалуйста, два слова, можно все это приобрести для музея или нет.

Искренне уважающий Вас М. Евсевьев.»

На это письмо отвечено 25 сентября 1909 г. открытым письмом о согласии на приобретение костюмов.

Коллекцию собранных костюмов
Макар Евсевьевич Евсевьев выставлял в зале Казанского университета, Татарском краеведческом музее, в Саранске Мордовском краеведческом музее. В 1923 году этнографическую коллекцию Макар Евсевьевич показал в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. За коллекцию он получил много подарков.

Формулярный список о службе Евсевьева за 1915 год свидетельствует, что к пятидесяти годам он имел ордена Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени, серебряную медаль в память Александра III. Пройдя все ступени рангов, к 1915 году он обладал чином коллежского советника.

С 1920 по 1929 год Макар Евсевьевич работал в Казанском краеведческом музее. Кроме этого, зимой читал лекции в Казанских учебных заведениях – Восточно-педагогическом институте, Коммунистическом университете – о мокшаэрзянском языке, этнографии, истории. Летом эти лекции читал во многих губерниях на курсах повышения квалификации учителей и на курсах партийных работников.

Во время Советской власти Макар Евсевьевич серьезно взялся за научную работу. Всеми силами начал работать над материалами, собранными за много лет. В Москву, Центральное издательство народов СССР, отправил на печать «Эрзянские сказки, песни». Начал готовить к печати «Эрзянскую свадьбу», «Эрзянский словарь». Как языковед Макар Евсевьевич снискал себя имя в связи с созданием «Основ мордовской грамматики», которые вышли в свет в 1929 году. Когда готовил книги к печати, корректировал и поправлял сам. Все эти книги были напечатаны до 1931 года.

В начале 30-х годов по предложению и поддержке руководства Мордовской автономной области и его постоянного представителя в Москве  П.В. Шапошникова, был практически решен вопрос о переезде М.Е. Евсевьева в столицу для академической работы. Президиум Средне-Волжского края выделил ему четырехкомнатную квартиру с кухней, газовой плитой и ванной. 12 мая 1931года  Макар Евсевьевич собирался переехать из Казани в  Москву. Только болезнь остановила, 10 мая он умер. Похоронили его в Казани на Арском Поле. Позже тут же был похоронен его друг по работе в Казанской учительской семинарии чувашский ученый Н.И Ашмарин.

Коллекцию М.Е. Евсевьева передали в Краеведческий музей города Саранск, весь рукописный фонд – в Центральный государственный архив Мордовской Республики.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 ноября 1972 года имя Макара Евсевьевича Евсевьева было присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту.

Анатолий ЯКОВЛЕВ,

краевед.                     

Добавить комментарий

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2