НАШИ СОЦСЕТИ

Телеграм

Добро пожаловать на сайт Ибресинской районной газеты «За победу»

Прихомье конца XVI и начала XVIII века

Категория: Публикации Опубликовано: 21.05.2021, 16:13 Просмотров: 1290

По страницам истории

Многовековая история Ибресинского края неразрывно связана с историей реки Хома, притока реки Кубня. Ее просторы всегда привлекали к себе переселенцев, которые прибыв сюда, навеки обретали свою новую малую родину.

На протяжении веков об их переселении и возникновении населенных пунктов слагались исторические предания, связанные с известными людьми, местными географическими названиями рек, озер, холмов. Река Хома не стала исключением. В литературе встречается несколько повествований о Хоме. По одной из версии, Хом являлся сыном Камая, выходца из знатного рода. Камай и Хом с братьями обосновались у одной реки, получившей в последующем название от имени Хом. С Хомой также связаны предания, рассказывающие о возникновении деревень. По сообщению жителя села Климово Николая Белова (1945 года рождения), в старину родные братья Клим, Андрюш и Чураш, поднявшись по Волге, забрели на территории, где ныне стоят населенные пункты Климово, Андрюшево, Новое Чурашево. В другой легенде, братья Клим, Энтри и Чураш, оставив родные края, дошли до реки Хома. Позже они решили жить отдельно и, устроив стрельбу из лука, пошли по направлению стрел и основали одноименные селения.

Известный чувашский исследователь В.Д. Димитриев в труде «Чувашские исторические предания» показал, что в большинстве своем исторические предания имеют тесную связь с реальными историческими личностями, произошедшими событиями, нередко подтверждаются документальными материалами. Он же не исключал, что упоминаемые в преданиях Камай и «Камаево поле» связаны с именем участника взятия Казани 1552 года мурзы Камая Усеинова.

В 2016 году нам удалось обнаружить жалованную грамоту 1597 года, выданную мурзам Аклычу и Кармышу, сыновьям свияжского князя Тугуша Девлет Бахтызовича. По этой грамоте им передавались вотчинные и поместные земли с кабаками. Они были пожалованы князю Тугушу за особые заслуги перед правительством Русского государства. В 1570–1580-х годах он активно участвовал в подавлении Черемисских восстаний, находился в плену у повстанцев. За преданную службу Тугуш Девлет Бахтыев был удостоен именоваться с «-вичем», то есть Бахтызовичем.

По достижению 15 лет сыновья Аклыч (1587–1637) и Кармыш Тугушевы полноправно начали владеть земельными владениями отца в Свияжском уезде, в том числе пожалованными в 1588/89 году по реке Хома землями. В документах 1580-х годов река Хома называлась «Камой». Она имела приток речки Ерыкла, на которой располагалась деревня Починок Ерыкла. К этому времени в восьми дворах проживали немецкие и литовские полоняники. Пленные поселенцы, возможно, были пригнаны сюда Тугушем во время Ливонской войны 1558–1583 годов. Они на «Каме поле» обрабатывали более 95,8 га пашни, заготавливали сена на площади 77,3 га (на 690 копен). Их земельные владения граничили с одной стороны, с землями чувашей деревни Кармалы Чебоксарского уезда, с другой – болотом Топкое и лесом, предназначенным для строительства военными людьми крепости. Встречающаяся в документе 1588/89 года деревня Кармалы есть современное село Хормалы, которая в XVI–XVIII состояла в Шерданской волости Чебоксарского уезда. Данное документальное свидетельство позволяет нам утверждать, что в нынешнем году селу Хормалы Ибресинского района исполнится 432(433) года и это на сегодня один из ранних известных чувашских поселений в бассейне Прихомья.

Недавно нам посчастливилось выявить в Российском государственном архиве древних актов уникальный документ 1637 года. Он был составлен по случаю кончины князя Аклыча Тугушева. Ценность архивного материала еще заключалась в том, что при учете вотчинных и поместных земель Князь-Аклычевой сотни Свияжского уезда использовались писцовые книги 1612/13 года. Оказалось, что в 1612/13 году в Прихомье проживали чувашские крестьяне с немецкими и латышскими полоняниками в починках Климов, Араклей, Ондрюшин, Тлешев и Чюрашев. Всего им принадлежало 487,2 га пашен и переложных земель, 100,8 га (900 копен) сенокоса. В 1637 г. выяснилось следующее. Климовские чуваши, возможно вместе с полоняниками из Араклей (может быть, это деревня Починок Ерыкла?) имели вблизи речки Ерыкла 214,2 га земель и косили сена на 151,2 га. В починке «Чюрашев, а Гришин тож» (современное село Новое Чурашево) за дворовыми людьми князя Аклыча числись 33,6 га пашен и сенных угодий 39,2 га (350 копен) по речке Сехнер. Чувашским крестьянам же принадлежали 319,2 га пашенных и переложных земель, луга на 1530 копен (171,4 га). Андрюшинцами использовались 152,8 га пашни и перелога. Сена они косили по реке Хоме и обеим сторонам речки Бучюрле на площади 151,2 га. Крестьяне починка Тлешев, современное название деревни Кляшево, также владели пашнями (133,6 га), перелогом (более 36,1 га), сенными лугами (1020 копен, то есть 114,2 га). Лес, расположенный вблизи указанных починков, находился в общем пользовании.

В конце XVI – начале XVIII веков большинство чувашей являлись ясачными крестьянами. Ясак был денежным и натуральным оброком за пользование землей. По подсчетам В.Д. Димитриева, в XVII и первой четверти XVIII века в Чувашии на один ясак приходилось в среднем 16,8–22,4 га пашен и около 11 га сенокоса. В 1716–1717 годах в 10 волостях Свияжского уезда на один ясак падало 2,55 двора, в которых насчитывалось 11 человек обоего пола. Как же обстояло дело в Прихомье?

По переписным книгам 1710 г. в чувашских деревнях Климово «на Камыеве поле» (25 дворов), «Андрюшина, что на Камыеве поле» (17 дворов),  Кляшево «на Камыеве поле» (12 дворов) и «Чюрашева Гришино тож, что на Камыеве поле» (46 дворов) было всего 100 дворов. За крестьянами указанных селений числился 29,74 ясаков. В целом на один ясак выходило 3,36 двора. По ландратской переписи 1716 года в четырех деревнях составило 22,26 ясаков. Сокращение размера ясака произошло за счет пустых дворов, жители которых находились в бегах. Ясак должны были собирать с 161 чел. мужского и 194 чел. женского пола (в деревне Климово проживало 32 чел. мужского и 37 чел. женского пола, в деревне Андрюшево – 30 чел. и 35 чел., деревне Кляшево – 25 чел. и 28 чел., деревне Чурашево – 74 чел. и 94 чел. соответственно). В целом один ясак в среднем распределялся между 15,9 чел. обоего пола.

Из сообщения 1722 года выясняется, что чувашские крестьяне деревни Климово с 1716 года с одного ясака собирали денежные платежи 7 рублей 32 копеек и хлебные взносы: 16 пудов ржаной муки, по 8 пудов ржи и овса. В денежном выражении хлебные сборы равнялись 1 рублю 20 копейкам. Всего на один ясак приходилось 8 рублей 52 копейки. Таким образом, чуваши деревни Климово за 2,88 ясаков вносили в казну 24 рубля 54 копейки. Андрюшевцы (4,35 ясаков) платили 36 рублей 6 копеек, кляшевцы (3,25 ясаков) – 27 рублей 69 копеек, чурашевцы (11,88 ясаков) – 101 рублей 22 копейки.

Подводя некоторые итоги, важно отметить, что в архивных документах переплелись история отдельных селений Ибресинского района, судьбы чувашских крестьян «Камаева поля», исторические предания родного края. Мы выше указывали, что в легендах Клим, Андрюш (Энтри) и Чураш являлись братьями. Данное свидетельство, на наш взгляд, следует трактовать тем, что деревни Климово, Андрюшево и Чурашево вплоть до конца XVIII столетия состояли в Князь-Аклычевой сотне Свияжского уезда вплоть до конца XVIII века. В документе 1612/13 и 1637 годов все они указаны как починки. В чувашских названиях этих починков сохранилось окончание          -касси: Кӗлӗмкасси, Чӑрӑшкасси, в том числе Кӗлешкасси, а чурашевцы стали называть свою деревню на русский манер «Пучинке». Это объясняет не только образование починков путем отделения от материнской деревни, но и свидетельствует о группе переселившихся родственных семей, образовавших «касӑ».

Что касается «Камаева поля», в документах конца XVI века пока не удалось обнаружить упоминание о мурзе Камае и пожаловании ему в Прихомье вотчинных и поместных земель. В жалованной грамоте 1597 года указано, что с 1588/89 года во владении князя Тугуша находилась небольшая территория по реке Хоме. Известно, что вплоть до начала XVII века обширные пространства Прихомья являлись «диким полем» и то, что они могли быть пожалованы за службу мурзе Камаю, маловероятны. В документе же 1588/89 г. есть важное указание на то, что река Хома названа «Камой». В XVI–XVIII веках было принято описывать местности с обязательным указанием географических объектов. Видимо, писцы, осуществлявшие кадастровый учет, пожалованные князю Тугушу земли локализовали «на Каме поле». Это означало, что его поместные земли были расположены при реке Хоме. Следуя этой традиции, в XVIII веке «Камаевым полем» стали еще называть не только деревни Климово, Андрюшево, Кляшево, Чурашево, но и селения Уты, Тимяши, Кукшум. Земли всех указанных селений имели выход к реке Хома.

Рассмотренные нами документы конца XVI – начала XVIII века свидетельствуют, что чувашские селения Хормалы, Климово, Андрюшево, Кляшево и Новое Чурашево возникли в Прихомье более 400 лет тому назад. Надеемся, что благодаря дальнейшим архивным поискам нам еще не раз удастся приоткрыть завесу тайн истории родного Ибресинского края.

Д. Басманцев и В. Кочетков,

кандидаты исторических наук.

Добавить комментарий

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2